Экспозиция "Т.А.Апакидзе - Герой России, военный палубный лётчик номер один. Морская авиация сего

30 июня 2021

130 лет со дня рождения В.М.Петлякова

 27 июня 2021 исполнилось 130 лет со дня рождения создателя знаменитых самолетов Пе-2, Пе-8 и "Максим Горький".

                  Владимир Петляков


Родился 27 июня 1891 г. (по старому стилю 15 июня 1891 г.) в селе Самбек Таганрогского округа Области войска Донского Российской империи (ныне в составе Неклиновского района Ростовской обл., Россия), в семье чиновника Михаила Ивановича Петлякова. После смерти отца многодетная семья обосновалась в Таганроге.

В 1902 г. окончил трехклассное приходское училище, в 1910 г. - восьмиклассное Таганрогское техническое училище (ныне Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова). В 1911 г. поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). После перерыва, вызванного материальными трудностями, восстановился и в 1922 г. окончил это учебное заведение, когда оно уже носило название Московское высшее техническое училище (МВТУ). Тема дипломного проекта - "Легкий одноместный спортивный моноплан".

В период с 1906 г. по 1916 г. работал лаборантом на рудничной спасательной станции, кочегаром, помощником машиниста Таганрогского железнодорожного депо, токарем на заводе в Брянске, прорабом архитектурного бюро в Москве.


В 1917-1918 гг. был техником-чертежником авиационного расчетно-испытательного бюро при аэродинамической лаборатории МВТУ.
В 1921-1936 гг. - сотрудник Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, Москва), подчиненный авиаконструктора Андрея Туполева. Первоначально конструировал глиссеры и аэросани для нужд Рабоче-крестьянской Красной армии.
В 1925-1936 г. возглавлял в авиационном отделе ЦАГИ группу, проектировавшую крылья для самолетов Туполева. С 1932 г. - начальник бригады по постройке и внедрению в серию тяжелых многомоторных самолетов.
Летом 1936 г. был назначен начальником конструкторского отделения и первым заместителем главного конструктора, затем - главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.

               
В ноябре 1937 г. был арестован вместе с рядом других сотрудников ЦАГИ по надуманному обвинению.
С 1938 по 1940 гг. в условиях заключения возглавлял бригаду ЦКБ-29 НКВД, разработавшую тяжелый истребитель ВИ-100.
После освобождения в 1940 г. был назначен главным конструктором Московского авиационного завода номер 39 имени В. Р. Менжинского, годом позже возглавил конструкторское бюро на авиазаводе №22 в Казани (ныне Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова).
Владимир Петляков участвовал в разработке самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-25 (РД), первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). Создал высотный бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (рабочие названия - ТБ-7, АНТ-42, первый полет в 1936 г.), пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1939, разработан на базе истребителя ВИ-100), тяжелый истребитель Пе-3 (1941) и др.


Петляков - один из организаторов металлического самолетостроения в СССР. Внес значительный вклад в развитие методов расчета на прочность - в частности, создал метод расчета многолонжеронного металлического свободнонесущего крыла с гофрированной обшивкой ("метод Петлякова").

Владимир Петляков погиб 12 января 1942 г. в результате катастрофы бомбардировщика Пе-2 близ д. Мамешево (ныне в составе Сергачского района Нижегородской обл.). Самолет, следовавший из Казани в Москву, из-за технической неполадки загорелся и разбился. Авиаконструктор похоронен на Арском кладбище Казани.

Лауреат Сталинской премии I степени (1941, за разработку самолета Пе-2). Был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды.

Привет из несостоявшейся южной столицы России. Таганрог был основан Петром I за 5 лет до Петербурга и стал первым в России городом с регулярной застройкой (здесь улицы лучами расходятся от Порта). Здесь окончил свой земной путь Александр I. Но главным символом города конечно является великий Антон Павлович, много сделавший для своего родного Таганрога и прославивший Россию далеко за ее пределами.
Мой прадед ✈️ Владимир Петляков ✈️ http://vladimirpetlyakov.ru/ родился 130 лет назад неподалёку от Таганрога. Завтра здесь состоятся сразу два события: в 11ч будет открыта мемориальная доска на здании приходской школы, которую прадед окончил в 1902 году (сейчас здесь Центр технического творчества), а в 16:30 в Музейном комплексе «Самбекские высоты» будет презентован альбом воспоминаний о Владимире Петлякове.
Идея издания воспоминаний принадлежит моей троюродной бабушке лично знавшей прадеда д.и.н. Раисе Александровне Киреевой и реализована уникальной Ларисой Арнольдовной Токмаковой. Альбом содержит воспоминания о В.М. Петлякове его сестер, дочери Галины (моей бабушки), конструкторов В.М. Мясищева, А.М. Путилова, И.Ф. Незваля, лётчиков М.М. Громова, П.М. Стефановского и других. https://www.facebook.com/mikhail.lysachenko.3