Экспозиция "Т.А.Апакидзе - Герой России, военный палубный лётчик номер один. Морская авиация сего

09 октября 2021

Виктору Яковлевичу Глухарёву посвящается

9 октября 1922 года родился Виктор Яковлевич Глухарёв - Герой России, морской лётчик. Волею судеб Героев морской авиации и благодаря дочери Виктора Яковлевича, Марине Викторовне Аксеновой, многое изменилось в работе нашего музея "Истории развития морской авиации".  Открылась новая страница истории 47-го штурмового полка, открыта экспозиция, посвященная В.Я.Глухареву и его однополчанам, появились друзья - школьники из Плавска, где родился Виктор Яковлевич... Началась интересная поисково-исследовательская  работа и встречи с родственниками лётчиков.

 

 На встречах проекта "Дружим в прямом эфире" мы рассказываем и слушаем воспоминания из первых уст об удивительных  историях   службы Отечеству и обычной жизни наших морских летчиков.  Мы еще только на пути осознания той любви, которая была движущей силой для наших дедов в желании видеть нашу землю свободной и прекрасной. Мы безгранично рады быть участниками и авторами сохранения памяти  и правды о тех, кто дал нам право называться наследниками Победы! 

10. 12. 2020 встреча проекта "Дружим в прямом эфире"

Марине Викторовне низкий поклон за верность и службу морской авиации, за безграничное желание и время, которое она посвящает памяти своего отца и его сослуживцам, за работу редактора проекта и режиссера-постановщика спектаклей, председателя общественного Совета музея!  

                                      

80-летию со дня начала формирования трех женских авиаполков посвящается

 80 лет назад (8 октября  1941 года) в ходе Великой Отечественной войны народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин издал приказ о формировании женских авиационных полков.

Инициатором создания женских авиачастей была лётчица, Герой Советского Союза майор Марина Раскова. В соответствии с документом в составе ВВС Красной армии были сформированы 586й истребительный, 587й бомбардировочный и 588й ночной легкобомбардировочный авиаполки. Все три подразделения были полностью укомплектованы женщинами-добровольцами.  https://vk.com/wall-113402384_3249


Женщины-лётчицы воевали до самой Победы, авиаполки были упразднены в 1945 году. За это время 586-й истребительный авиаполк совершил свыше 4 тысяч боевых вылетов, 587-й полк бомбардировщиков (позднее переименованный в 125-й гвардейский имени Марины Расковой) — более тысячи, 588-й (позднее — 46-й гвардейский) полк — порядка 23 тысяч ночных вылетов  https://tamlife.ru/special-projects/znaj-nashih/geroicheskie-lastochki-ili-nochnye-vedmy-tambovchanki-legendarnogo-46-go-gvardejskogo-nochnogo-bombardirovochnogo-aviatsionnogo-polka/?doing_wp_cron=1633796352.2335870265960693359375


Летчицы участвовали в боевых действиях на Дону, в битве за Кавказ, на Кубани и в Крыму, при освобождении Белоруссии, Польши и в Восточной Пруссии. «Ночные ведьмы» воевали и в Германии, поддерживая наши войска в боях на Одере.

В послевоенные годы сложилась традиция у женщин-лётчиц  встречаться  2 мая и 8 ноября в сквере Большого театра. Вот и сегодня, продолжая их традиции, мы встретились с детьми наших женщин-лётчиц и почтили их  память, возложив цветы у Кремлёвской стены нашим Героям. Наш музейно-юнармейский отряд имени Героя России Тимура Автандиловича Апакидзе принял участие в акции памяти.


Акция памяти продолжилась в  "Музей Москва", где открыта выставка памяти трёх женских полков. Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман пикирующего бомбардировщика ПЕ-2  125-го гвардейского имени Марины Расковой полка,  ветеран Великой Отечественной войны открыла встречу и представила второй том книги о женщинах-лётчицах. 

Речь Г.П.Брок-Бельцовой на конференции в Музее Москвы 09.10.21 года.


Видеорепртаж А.Н.Крохина https://youtu.be/Fq6000G8UX8

07 октября 2021

100-летию Рябовой Екатерины Васильевны посвящается

07.10.2021 встреча проекта "Дружим в прямом эфире" посвящена 100-летию Екатерины Васильевны Рябовой, Герою Советского Союза, штурману эскадрильи 46-го полка. Можно много прочитать в книгах и интернете, но ценнее всего живое слово, живое воспоминание и рассказ из уст родных и близких людей. Слышать информацию из первых уст - это одна из задач нашего проекта. Вот и сегодня о своей маме Екатерине Рябовой рассказала нам ее дочь - Ирина Григорьевна Сивкова. С первых шагов рождения проекта "Дружим в прямом эфире" Ирина Григорьевна с нами. Она наш учитель и пример хранителя истории своей семьи и истории женского полка "ночных ведьм" (так назвали немцы наших лётчиц). 

                                          https://www.youtube.com/watch?v=kRF5nxAzLO0

Наши встречи открывает блок новостей "Тайны двух океанов" о событиях исторических и, которые прошли в школах-участниках проекта. Новая рубрика "Словарь" помогает расширить кругозор и пополнить словарный запас ребят и взрослых и ввести в основную тему встречи. 
После введения в тему встречи слово было передано Ирине Григорьевне. На одном дыхании присутствующие слушали историю Екатерины Рябовой - яркой, целеустремленной, надежной, умеющей дружить и любящей жизнь. Историю слушали коллеги и обучающиеся школ №№ 201, 1383, 1125 г. Москвы, №4 г.Севастополь, руководитель Тихорецкого историко-краеведческого музея Жидков А.Н., писатель А.Н.Крохин (г. Лобня), Т.В. Маслова представитель МОО Союза женщин летных специальностей "Авиатриса", А.Г. Петова председатель ПО-1 Совета ветеранов Бескудниковского района. 



Уважаемые читатели! Слушайте и смотрите историю из первых уст, ибо комментарии здесь не нужны. Прочувствуйте все услышанное, погрузитесь в другое время, представьте, какими были наши молодые девушки-лётчицы... 



 https://www.instagram.com/p/CUwj0CYsLZI/?utm_medium=share_sheet

 Накануне состоялась видеоконференция, собравшая участников из многих городов страны. Инициатор таких трансляций директор музея истории развития морской авиации на базе московской школы №1383 Алла Александровна Канцибер. Нас ждала встреча с дочерью Героя Советского Союза Екатерины Рябовой - Ириной Григорьевной Сивковой. Это легендарный 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и Ордена Суворова полк.

Лётчицы этого полка летали на самолетах ПО-2, эти полуфанерные самолетики были настоящей рабочей лошадкой Великой Отечественной, как говорили на фронте, они "сделаны из палочек и дырочек". Если самолёт загорался, в нем сгорали заживо и штурман, и летчик, а ведь это были девушки… Они даже на учебе в летной школе ко всему относились с весельем, называли себя «котиками». Когда выдали обмундирование, оказалось, многим не по размеру - настолько велики были сапоги, что они в шутку называли друг друга «кот в сапогах».

В небе над Кубанью в 43-м они совершили 4623 боевых вылета, летали в любых условиях, но мастерство пришло не сразу - первые дни на фронте молодые штурманы не сразу могли вывести самолет на цель, они не могли еще уходить из-под прожекторов врага, особенно тяжело было летать над морем, когда светила луна и отражала вода.

Мы же вглядывались в фотографии и искали нашу Евгению Жигуленко. В Тихорецке Женя однажды пришла в городской парк, купила билеты и… прыгнула с парашютной вышки сразу несколько раз! О своем художественном фильме «В небе ночные ведьмы» режиссер Жигуленко говорила: "Так прозвали нас немцы, они нас боялись, а ведь наш полк состоял из девчонок, самой младшей было 16, командиру полка Евдокии Бершанской – 26 …Вся наша любовь к Родине была переплавлена в ярость. Ради того, чтобы жить под чистым небом, мы готовы были быть не только ведьмами, кем угодно".

Они сполна отдавались своей военной профессии, отличались феноменальной работоспособностью и фантастической ответственностью! Сегодня, в день 80-летия формирования женских авиаполков, мы вновь задумываемся, как рассказывать нашим юным посетителям о патриотизме.

 


03 октября 2021

Павел Матвеевич Посохов

                                      2 октября 2021 года мы прибыли на важное мероприятие - защиту мультимедийного проекта в рамках конкурса  "Юные защитники 1-й и 2-й оброны Севастополя" в музее Победы. Это ответственное мероприятие, к которому мы готовились. Но, еще важным является тот факт, что мы встретились с нашими друзьями и ветеранами. 

Главный редактор журнала "ВИКТОРИЯ" Семён Стефанович Паршиков вручил нам журнал и пригласил к сотрудничеству, так как школьным музеям военно-морской направленности уделяется большое внимание. На страницах журнала мы увидели  фотографии нашего музея! Было приятно прочитать статью о нашем друге и наставнике, участнике  проекта "Дружим в прямом эфире", полковнике палубной авиации Павле Матвеевиче Посохове. Павел Матвеевич был в гостях в музее и подарил нам много  интересных экспонатов: коллекцию моделей самолетов, котелок, штурманские карту и линейку, противогаз и потрясающую подборку материалов  об истории мировой авиации...  Павел Матвеевич всегда с нами в проекте и помогает ответить на очень не простые вопросы ребят, рассказывает о полетах над водным пространством, о взлетах и посадках, о морских лётчиках. Благодаря статье, мы теперь знаем и гордимся еще больше о Павле Матвеевиче! От всего коллектива выражаем огромную благодарность человеку дела и слова! 

                                 



"Это чудо. Испытываешь блаженство, когда  отрешившись от шума движка, растворяешься в невесомости, среди звезд, которые повсюду, 
в том числе и внизу, в зеркале океана"    
П.М.Посохов

"Москва-Крым - Территория талантов"

02.10.2021 команда музея "Истории развития морской авиации" принимает участие в VI Комплексном образовательном проекте "Москва-Крым-Территория талантов" ("Воссоединение Крыма с Россией") в конкурсе мультимедиа-проектов "Юные защитники 1-й и 2-й оброны Севастополя" и 2 октября в музее Победы представила проект "Севастопольский герой Вилор Чекмак" на очном туре конкурса. Ребята рассказали о судьбе мальчишки, который ушел в партизанский отряд и защищал родной Севастополь. 






Ребята достойно представили свою работу. Молодцы!  Ждем подведения итогов и оценки интереснейших проектов школьников Москвы компетентным и опытным жюри 30 октября. 

Если вам интересна наша работа, смотрите и знайте ДЕТЕЙ-ГЕРОЕВ   https://www.youtube.com/watch?v=AqeakNOfHv0&list=PLsALYH_aHXRTK3Mr8WqSl7LUCsxbH5N99&index=68 


Учредитель Проекта – Департамент образования и науки города Москвы. 
 Организатор Конкурса – ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец». 
Соорганизатор Конкурса – Региональный общественный фонд содействия патриотическому воспитанию детей и молодёжи

30-летию первой посадки палубного военного летчика Т.А.Апакидзе на авианосец посвящается

   30.09.21 состоялась  встреча, посвященная 30-летию первой посадки палубного военного летчика Т.А.Апакидзе на авианосец  на базе музея "Истории развития морской авиации" ГБОУ Школа № 1383  проекта "Дружим в прямом эфире".                                     

                                                    1 часть


Целью нашей встречи было важно рассказать о том, как детская мечта становится целью в жизни, как проходит становление характера настоящего человека, как мальчишка превращается в сильного духом мужчину, какую роль должна играть любовь к ближнему, любовь к призванию в жизни и службе. Помочь решить нашу задачу помогли жена Т.А.Апакидзе Лариса Лазаревна Северикова и сын Евгений, подполковник морской авиации, автор книги о генерал-майоре Валерий Валентинович Алексеев, полковник Василий Павлович Георгиади. Генерал- лейтенант, Герой России, палубный лётчик Иван Иванович Бохонко рассказал о начале эпохи становления палубной авиации, благодаря Т.А.Апакидзе. Полковник Николай Иванович Рублев(Саки, Новофедововка) вышел с нами на связь и рассказал о событиях, как его очевидец. Информация с первых уст на проекте звучит всегда. Благодарим всех за участие, поддержку и подготовку материалов к встрече!  На встрече присутствовали коллеги и обучающиеся Школ№№ 201, 1125, 460, 1383, Школы № 4 г.Севастополь, представитель МОО Союза женщин летных специальностей "Авиатриса" Т.В. Маслова, председатель ПО-1 Совета ветеранов Бескудниковского района А.Г.Петова.

                                                               2 часть


 Прошло 30 лет после первой посадки самолёта на авианесущий крейсера 

«Адмирал Кузнецов»



Путь в небо выпускника Нахимовского училища Тимура Апакидзе оказался непростым. Юноша с малолетства мечтал о самолетах, перечитал много книг о подвигах фронтовых летчиков-истребителей. Но чтобы после выпуска распределиться в летное училище, потребовалось разрешение Главнокомандующего ВМФ. Как дорогую реликвию хранит бывалый летчик письмо, написанное Главкому весной 1971 года с заверением, что он обязательно вернется на флот и будет летать с палубы первого советского авианосца. На письме резолюция: "Отправить в Ейское училище. Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков". Что касается обещания нахимовца, то оно сбылось спустя двадцать лет. Годы учебы в Ейске сформировали Тимура как летчика. Тепло вспоминает он о первом инструкторе В.Абрамовском, считая его своим летным отцом. Успешно окончив авиационное училище молодой летчик получил назначение на Балтику, в штурмовой полк. Он быстро вошел в боевой строй на истребителе-бомбардировщике Су-17. Однажды в полете... Летом 1982 года Тимуру довелось выдержать первое серьезное испытание. После взлета на самолете-спарке Су-17м при наборе высоты в двигателе послышался глухой удар, началась тряска. Летчику удалось дотянуть до четвертого разворота. На посадочной прямой тряска приняла угрожающий характер. В кабине появился запах гари - двигатель мог взорваться в любую секунду. Тимур вынужден был выключить двигатель. Только благодаря большому самообладанию, грамотным действиям и отличной технике пилотирования капитан Апакидзе произвел посадку. Самолет был спасен, летчика наградили медалью "За боевые заслуги". После окончания в 1986 году Военно-морской академии подполковник Апакидзе - командир полка Центра корабельной авиации ВМФ, а позже - начальник воздушно-огневой и тактической подготовки этого центра. Он по-прежнему много летает, в совершенстве владеет современными истребителями, передает свой опыт летному составу. В феврале 1988 года за успехи в освоении сложной боевой техники Апакидзе наградили орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Но вскоре судьба устроила ему новый тяжелый экзамен. - Стоял жаркий июльский день девяносто первого, - вспоминает Тимур Автандилович. - В одном из первых полетов в зону на корабельном истребителе мне предстояло выполнить простой пилотаж. В процессе виража с креном 45 градусов у самолета появилось непонятное скольжение, его начало "тащить" в сторону. Спустя считанные секунды самолет бросило "на спину", и он вошел в перевернутый штопор. Мне стало ясно - отказ управления, что с запозданием подтвердил и речевой информатор. Я решил покинуть неуправляемую машину и привел катапульту в действие. Когда над головой рванул купол парашюта, мимо меня пролетел падающий самолет. Подтянув лямки парашюта, я едва уклонился от взметнувшегося над землей столба пламени. Все обошлось, - выделяя каждое слово, продолжал мой собеседник. - Но я серьезно переживал, ожидая результатов дешифрирования записей "черного ящика". На третий день подтвердился полный отказ управления самолета. Действовал летчик абсолютно правильно.За находчивость и решительные действия в аварийной ситуации ему вручили Почетный диплом Международного фонда авиационной безопасности. Полеты с палубы - занятие для виртуозов Один из ведущих летчиков-испытателей страны Герой Советского Союза В.Пугачев в ноябре 1989 года совершил первую посадку самолета Су-27к на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР), носившего тогда название "Тбилиси". После полета ему подарили тельняшку в знак приобщения к морской стихии. Так было положено начало корабельной истребительной авиации. Освоение этого корабельного истребителя морскими летчиками началось в 1991 году в ходе его летно-конструкторских испытаний. Здесь первопроходцем стал полковник Апакидзе.   26 сентября 1991 г. первым из морских военных летчиков совершил посадку на палубу авианесущего крейсера на корабельном истребителе без провозного полета на спарке. Очевидцы с восхищением наблюдали точный заход и расчет, касание, зацеп, третий трос... Со временем такие полеты станут обыденным делом, но имена первопроходцев запомнят надолго. Полеты с палубы авианосца отличаются большой спецификой и сложностью. Трамплинный взлет (угол схода 14°), точность захода по заданной глиссаде и расчета с безупречной посадкой на аэрофинишер требуют от летчика серьезной летной и психологической подготовки, высокого летного мастерства. Много сил и души вложил Тимур Автандилович в подготовку первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота к полетам и "боевым действиям" с палубы "Адмирала Кузнецова". За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники, полковник Апакидзе 17 августа 1995 г. удостоен звания Героя Российской Федерации.