http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6434
https://www.google.com/search?rlz=1C1GCEU_ruRU827RU827&sxsrf=APwXEde81-ADOa_SpHfLSw8eBFD-8Zi1xg:1685003926480&q=%D0%A0%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9+%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&tbm=vid&sa=X&ved=2ahUKEwiPmu7jiJD_AhXSlIsKHa3RA9EQ0pQJegQICRAB&biw=1163&bih=525&dpr=1.65#fpstate=ive&vld=cid:6ea47a51,vid:3H0Gxe581FM
Сафонов Борис Феоктистович 26.08.1915 - 30.05.1942
Нам оказана большая честь - бывать в гостях у Василия Васильевича. Наш общественный совет музея был приглашен в гости в очередной раз. Пять часов общения пролетели, как один миг. За чашечкой чая мы слушали воспоминания Василия Васильевича о детстве, друзьях, службе. Нашим ответным словом было прочтение рассказа Л.В.Сикорской "Нарисованная память" http://litoladoga-lobnya.ru/2019/09/27/%d0%bf%d0%b8%d1%88%d1%83%d1%82-%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b7%d1%8c%d1%8f-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d1%8c-%d0%bf%d1%80%d0%be/,посвященного В.В.Решетникову и рассказ о нашей работе со школьниками в нашем музее "Истории развития морской авиации".
О встречах с командующим написал А.Н.Крохин http://litoladoga-lobnya.ru/2019/10/11/dialogi-s-reshetnikovim/ Диалоги с В.В. Решетниковым. Часть первая. http://litoladoga-lobnya.ru/2019/10/25/dialogi-s-reshetnikovim-2/ Диалоги с В.В. Решетниковым. Часть вторая.
Готовимся в декабре к поздравлению Василия Васильевича со 100-летием. Диалоги с В.В. Решетниковым. Часть третья. Проза А. Крохина http://litoladoga-lobnya.ru/tag/proza-a-krohina/
Сафонов Борис Феоктистович 26.08.1915 - 30.05.1942
Захар Артемович Сорокин
Сорокин Захар Артёмович - штурман 2-го гвардейского истребительного авиационного полка имени Сафонова Б.Ф. 6-й истребительной авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Северного флота, гвардии капитан, Герой Советского Союза.
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/sorokin_za.htmИ.Шток. Туман над заливом. Серия 1 (1970)
И.Шток. Туман над заливом. Серия 2 (1970)
Михаил Михайлович Громов
Морская авиация в годы Великой Отечественной войны
Фильм рассказывает об истребителях Второй мировой войны всех воюющих стан -- Германии, Японии, Англии, США и, конечно же, Советского Союза.
«Мустанги» и «Спитфайры», «Яки» «Лавочкины», «Мессершмитты» и «Зеро». Это название истребителей Второй Мировой войны -- войны моторов и скоростей. Мировые державы, опираясь на самые передовые достижения науки и техники, создали грозные боевые машины. Фильм рассказывает об истребителях нового поколения, появившихся в предвоенные годы и вступивших в боевые действия на начальном этапе Второй Мировой.
Пожар Второй Мировой разгорался. Всё новые и новые государства вступали в эту войну. Это расширило палитру применяемой военной техники, в том числе и самолётов-истребителей. В этом фильме показаны самолёты, поступившие на вооружение авиации Италии и немецких Люфтваффе. Рассказывается и о советских истребителях первого периода Великой Отечественной войны и машинах, которые союзники поставляли в СССР по ленд-лизу.
В годы войны шло непрерывное совершенствование авиационной техники. Это касалось и самолётов-истребителей. Появились не только новые модификации, но и новые типы таких машин. Для защиты бомбардировщиков, совершавших рейды в глубокий тыл противника, стали применяться истребители сопровождения, обладавшие большой дальностью полёта. В тёмное время суток действовали ночные перехватчики, оснащённые технической новинкой тех лет -- радиолокатором.
Местом боевых действий во время Второй Мировой войны были не только суша, но и бескрайние океанские просторы. Палубная авиация сыграла большую роль в противостоянии Соединённых Штатов и Японии. Во второй половине войны на вооружение поступили машины с ещё более высокими характеристиками. Но век поршневых истребителей заканчивался. Наступала реактивная эра.
Лидия Владимировна Литвяк
Фильм о легендарной летчице военных лет Лидии Владимировне Литвяк. На западе о ней опубликовано множество материалов. В Книге рекордов Гиннеса она названа самой результативной женщиной летчицей-истребителем. На её счету 12 сбитых вражеских самолета. Уже за 10 сбитых самолетов в годы войны было положено звание Героя Советского Союза. Но командование решило, что Лиля, так звали ее в полку, слишком молода для такой высокой награды, присвоив ей Орден Красной Звезды. Звезда Героя все же нашла героиню, но с опозданием в 47 лет - посмертно. Режиссер Александр Капков
Производство студия "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
Фильм о легендарной "Натке-подрывнице" - Валентине Ивановне Подчуфаровой. Когда началась война, ей было 16 лет. Но в 18 - Валя не задумываясь поступила в спецшколу, где готовили специалистов для подрывной деятельности в партизанских отрядах. Об удачливой подрывнице, на счету которой были двадцать пущенных под откос фашистских эшелонов, писала "Комсомолка". Часто о ней рассказывали небылицы. К званию Героя представляли за двенадцать взорванных вражеских поездов, но в силу ее молодости тогда решили ограничится Орденом Ленина. Она не в обиде. Ведь когда речь идет о защите своего Отечества - дело не в наградах. В главной роли актриса Юлия Черепнина. Режиссер Александр Капков
Производство студия "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
В годы Великой Отечественной войны на фронтах служило около 800 тысяч женщин. Свыше 150 тысяч награждены боевыми орденами и медалями, десятки стали Героями Советского Союза, но только одна из них удостоена двух полководческих орденов - Евдокия Давыдовна Бершанская - командир легендарного 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, прозванного фашистами "Ночные ведьмы". В главной роли актриса Екатерина Сеничкина. Режиссер Александр Капков. Производство студия "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
«Ночные ведьмы» или «Валькирии» -- так в годы Великой Отечественной войны немцы называли летчиц 46-го гвардейского авиационного полка. Этот полк был единственной боевой частью за всю историю Великой Отечественной войны, целиком и полностью состоящей из девушек. Каждая из документальных героинь фильма Евгения Руднева, Раиса Аронова, Ольга Санфирова, Руфина Гашева, Евдокия Носаль внесла свой личный вклад в дело Великой Победы. В основе документального фильма -- повесть А.Л. Пляца «Амазонки ХХ века».
46-ой женский ночной гвардейский бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк. О мужественном поведении девушек, воевавших наравне с мужчинами.
О героях российской авиации времен Великой Отечественной войны:
женский бомбардировочный полк.
Последние дни войны. В полуразрушенном доме в центре Берлина внимание фронтового художника Виктора Клемашина привлекла медсестра, которая перевязывала раненого бойца так спокойно и нежно, как будто и не было войны. Художник тут же сделал наброски, и появилась картина "Ласковые руки". Прошел год и журнал "Огонек" опубликовал картину. И сразу же редакцию завалили мешки писем. В этом образе солдаты, пережившие войну, узнавали ту единственную, которая спасла им жизнь. Медсестрой, запечатленной на картине, стала Матрена Нечепорчукова - одна из четырёх женщин - полных кавалеров ордена Славы.
Режиссер Александр Капков. Производство студии "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
Софья Паткулина - гвардии ефрейтор конно-механизированной группы - женщина удивительной судьбы и силы воли. Даже будучи тяжело раненой в июле 1944 года, находясь в окружении противника, она вела донесения морзянкой в штаб фронта самому Рокоссовскому. За проявленные мужество и героизм Софья награждена медалью «За отвагу».
Режиссер Александр Капков. Производство студия "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
Война подтвердила, что женщины не только могут сражаться наравне с мужчинами, но порой превосходят их в мужестве. Женщина-танкист. Официальная статистика насчитывает только 19 имен женщин, которые освоили эту военную профессию в годы войны. Судьба каждой уникальна. Этот фильм о Марии Лагуновой, при имени которой склоняли голову грозные танковые асы Великой Отечественной. Для танкистов всего мира она стала образцом величайшего мужества. В бою под деревней Княжичи, куда девушка на своей боевой машине ворвалась первой, уничтожив противотанковую пушку противника и более двадцати врагов, она лишилась обеих ног. Но сохранила жизненную силу, сумела создать семью и вырастить двоих сыновей в мирное время. Режиссер Александр Капков. Производство студия "Август" совместно с "Гарнизон-Фильм"
Фильм посвящён бомбардировкам Берлина Советской авиацией в 1941-ом году.
Истребители Второй мировой войны. Фильм 1
Истребители Второй мировой войны. Фильм 2
Истребители Второй мировой войны. Фильм 3
Истребители Второй мировой войны. Фильм 4
Белая Лилия Сталинграда лётчик-ас Лидия Литвяк.
Первая в мире по числу воздушных побед среди женщин.
Прекрасный полк Фильм 1 й "Лиля"
Торжественная церемония открытия мемориальной доски Герою Советского Союза, летчице-истребительнице Лидии Владимировне Литвяк. Мероприятие состоялось 14 декабря 2018 г. по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, дом 14/19с1
Она навсегда стала частью истории Донбасса. На окраине Республики, в селе Дмитровка открыли памятник легендарной женщине-летчице, Герою Советского Союза Лидии Литвяк. 22-летняя девушка погибла в районе Миус-Фронта. На протяжении долгих лет она считалась пропавшей без вести и лишь в конце 60-х годов прошлого века были найдены останки, принадлежавшие молодой защитнице Родины. Август 2021 г.
Прекрасный полк Фильм 2 й "Натка"
Прекрасный полк. Фильм 7 "Евдокия"
«Дунькин полк»
"Ночные Ведьмы" 46-й Гвардейский авиаполк. Великая война #1
Ночные ведьмы - советские летчицы ВОВ
Прекрасный полК. Фильм 5 "Матрёна"
Прекрасный полк. Фильм 4 "Софья"
Прекрасный полк. Фильм 3 й "Маша"
Сергей Иванович Грицевец - майор РККА, знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, дважды Герой Советского Союза
19 июля 1909 года в деревне Боровцы Минской губернии родился выдающийся знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, Дважды Герой Советского Союза, майор Сергей Иванович Грицевец.В годы Первой мировой войны семья С.И. Грицевца перебралась в посёлок Шумиха Курганской области, где прошли детство и юношеские годы будущего лётчика. Здесь же по окончании школы-семилетки он работал на железной дороге, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст Челябинской области, где трудился слесарем механического завода.
В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направлен на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. Член ВКП(б) с 1931 года. По окончании в сентябре 1932 года учёбы служил в Киевском истребительном авиаотряде, а через год - командиром звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье на Дальнем Востоке. Успехи молодого лётчика были замечены командованием, поэтому в 1936 году он был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1938 года С.И. Грицевец в Кировабадской авиационной школе готовил к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев, и сам писал рапорты с просьбой направить его в сражающуюся с фашизмом Испанию.
Наконец в июне 1938 года он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев вступает в ряды республиканцев. За 116 дней пребывания на испанской земле командиру эскадрильи истребителей С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях. В отдельные дни лётчики делали по 5-7 вылетов. В Испании ярко проявились все лучшие качества летчика-истребителя Грицевца. Человек необыкновенного мужества и отваги, он от боя к бою совершенствовал свое лётное мастерство. Тридцать сбитых вражеских самолётов лично и семь в группе на его боевом счету. В иные дни комэску Грицевцу удавалось уничтожить на своём "курносом" (так любовно испанцы называли советский истребитель И-16) двух-трёх и однажды даже семь фашистских стервятников. 15 октября 1938 года советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С.И. Грицевцу было присвоено звание майора.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Отказавшись от предложенной должности начальника Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, он направляется в строевую часть на Дальний Восток. 28 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В ответ на этот акт агрессии Советское правительство направило на помощь Монгольской Народной Республике технику, вооружение и наиболее опытные военные кадры, среди которых был Герой Советского Союза С.И. Грицевец.
Здесь, на Халхин-Голе, в полную силу расцвёл талант летчика-истребителя С.И. Грицевца. Он летал на самолёте-истребителе "И-16", затем командовал отдельной группой новейших истребителей "И-153" ("Чайка"). За период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР он выполнил сто тридцать восемь успешных боевых вылетов, сбив двенадцать вражеских самолётов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своего неуязвимого "И-16" и успешно доставил его на свой аэродром.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года "за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза", было постановлено "соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине награждённых: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича".
Это были первые Дважды Герои Советского Союза.
Но не суждено было самому результативному советскому лётчику-истребителю, имевшему на своём счету сорок два сбитых вражеских самолёта, Дважды Герою Советского Союза С.И. Грицевцу получить знаки особого отличия...
Медаль "Золотая Звезда" была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, но за месяц до этого, 16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель.
Награждён орденом Ленина и орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.
На месте гибели С.И. Грицевца установлен памятник. Бронзовый бюст - в городе Барановичи, памятник и мемориальная доска - в городе-герое Минске. Именем Героя названы улицы в Москве (с 1994 переименована в Большой Знаменский переулок), Санкт-Петербурге, в белорусских городах Минске, Орше, Барановичах, а также авиационно-спортивный клуб ДОСААФ Белоруссии. Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22 по адресу: Минск, улица Грицевца, дом № 9. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1080
Николай Герасимович Кузнецов
http://glavkom.narod.ru/conf12.htm
Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в семье
Герасима Федоровича Кузнецова (1861-1915), крестьянина деревни Медведки
Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии (ныне в Котласском районе
Архангельской области).С 1917 года Н. Г. Кузнецов работал рассыльным в
Архангельском порту. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в
Северодвинскую флотилию, приписав себе два года, чтобы быть
принятым.Участник Гражданской войны : служил матросом в Северо-Двинской
речной флотилии , а также в Архангельске и Мурманске.
С 1920 года направлен на учебу в подготовительную школу при
Военно-морском училище им. Фрунзе, в 1922 году окончил ее и зачислен в
само училище. Окончил его с отличием в 1926 году.Член ВКП(б)КПСС с 1925
года.
Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров.Занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.
В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ (1916)». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».
В августе 1936 года откомандирован на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За успешную деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего,а с января 1938 года по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.
29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ), а также нескольких высших военно-морских учебных заведений.За свои заслуги при введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.
К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.
19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность № 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности № 2. Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность № 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Только в 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. В первый день войны ни один боевой корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ не были поражены. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!
Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: "Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах". И вот ещё: "Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут"
Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания Великой Отечественной войны главными задачами главнокомандующего ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова стали возрождение и строительство современного Военно-морского флота, установление его места в системе Вооруженных сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны. Под его руководством была разработана десятилетняя программа судостроения, в которой намечалось строительство современных кораблей, включая авианосцы. Адмирал Н. Г. Кузнецов предопределил развитие отечественного ВМФ. Однако после войны боевой, прямолинейный и не идущий на компромиссы с совестью нарком становится ненужным. «Архангельский» адмирал представлял неудобную фигуру для окружения И. В. Сталина, снятие его с должности было связано также с принятием первой послевоенной кораблестроительной программы. Его настойчивость и решительность по воплощению судостроительной программы, несогласие с разделением Балтийского флота вошли в противоречие с позицией И. В. Сталина и высшего военного руководства страны.
Наркомат ВМФ был разделен, а Н. Г. Кузнецов снят с должности. Затем ему пришлось испытать позорный «суд чести адмиралов» и суд Верховной коллегии Верховного суда СССР. Во время устроенного судилища Николай Герасимович всеми силами защищал прежде всего не себя, а своих подчиненных — адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и вице-адмирала Г. А. Степанова, показав всем яркий пример смелости и гражданского мужества. К сожалению, честь и достоинство оказались тогда бессильными перед ложью и подлостью. Его не посмели посадить в тюрьму, но он был снят с работы и разжалован до контр-адмирала. С 1948 по 1951 год Н. Г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а затем — командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.
Руководить столь сложным организмом, как Военно-морской флот, дано не каждому. Говорят, что незаменимых людей нет. Однако бывают исключения… Летом 1951 года Сталин возвращает запомнившего "урок" Кузнецова на работу в Москву в качестве военно-морского министра. Адмирал вновь поднялся на «капитанский мостик» флота страны, когда были востребованы его широкий кругозор, государственный масштаб и эрудиция, знания, практический опыт, талант флотоводца, особые человеческие качества — уверенность в своих силах, независимость, твердость характера, простота и доступность.
После смерти И. В. Сталина Николай Герасимович был восстановлен в прежнем звании — Адмирал Флота Советского Союза — и с него,как и с его подчиненных, были полностью сняты все обвинения за отсутствием в «деле адмиралов» состава преступлений.
В 1953—1955 годы Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза» и ему вручена Маршальская Звезда. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.При его непосредственном участии были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания океанского ракетно-ядерного флота.
Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым и новым генсеком Н.С. Хрущевым. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».
Вклад адмирала Н. Г. Кузнецова в строительство, развитие и укрепление советского ВМФ, в подготовку и воспитание военно-морских кадров неоценим. Однако жизнь его в дальнейшем сложилась весьма драматически. Вновь последовала вопиющая по своей несправедливости опала. Кузнецов был лишен как должности, так и по праву заслуженного в годы Великой Отечественной войны высшего военно-морского звания — Адмирал Флота Советского Союза. В пятьдесят один год, в расцвете физических и душевных сил, он снова оказался в отставке «без права работать во флоте».
За 18 лет своей «опальной» жизни Н. Г. Кузнецов написал пять книг военных мемуаров, около 100 статей по военно-морской тематике и мемуарного жанра — о людях флота, вернув истории имена погибших и репрессированных. Николай Герасимович одним из первых сказал правду о причинах неготовности страны к войне и трагическом ее ходе в течение двух лет, призывая проанализировать ошибки и неудачи руководства Вооруженными силами для будущего. Одним словом, такого обширного историко-литературного наследия не оставил ни один советский военачальник и флотоводец XX века.
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.
https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://100.histrf.ru/commanders/kuznetsov-nikolay-gerasimovich/
Комментариев нет:
Отправить комментарий