МАРИНА ЛАВРЕНТЬЕВНА ПОПОВИЧ
Летчица, которая первой в мире преодолела звуковой барьер на МиГ-21, ушла из жизни в возрасте 86 лет.
Сегодня, 20 июля 2021 года семья, друзья и сослуживцы возлагают цветы и проводят памятную встречу в Звездном городке в знак памяти женщине Великой души, летчика-испытателя, кандидата в космонавты, исследователя.
Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне - Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне - Республика Мордовия), в 1962 году - Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации - "Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием".
После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне - АО "НПО НИИИП-НЗиК"). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года - летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.
В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.
В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной - военным летчиком-испытателем 1-го класса.
В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.
В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне - Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.
Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет - около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.
Полковник-инженер запаса. Награждена и орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медалями. Заслуженный мастер спорта СССР. Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ. Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.
Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений. Соавтор сценариев к кинофильмам "Букет фиалок" (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и "Небо со мной" (1974, режиссер Валерий Лонской).
Дважды была замужем. Первый муж - Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака - Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.https://tass.ru/info/4774529
http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=16697 Марина Попович: "НЛО над планетой Земля"
https://youtu.be/A_t1vq8UzI8
ОтветитьУдалитьВстреча.
ОтветитьУдалить1 сентября 2013 году на аэродроме в Жуковском на авиасалоне впервые встретил Марину Лаврентьевну Попович. Марина Попович находилась в палатке и раскладывала на столе книгу «Я – лётчик».
Мой собеседник.
Легендарная женщина — военный летчик-испытатель первого класса, инженер-полковник, заслуженный лектор и заслуженный мастер спорта СССР.
Марина Попович установила в небе 102 мировых авиарекорда, 10 из них были поставлены на тяжелом транспортном самолете Ан-22 «Антей». Ни одна женщина в мире не летала на самолёте такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Кроме того, Марина Попович преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что её прозвали «Мадам МиГ». Всего же она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов.
Марина Попович являлась доктором технических наук, профессором, кавалером ордена «Знак Почёта», обладателем ордена Красного Знамени, Красной Звезды и других почётных знаков отличия, а также членом Союза писателей России.
Мы разговаривали о лётной профессии, лётной работе о молодёжи. Она рассказала о своей новой книге и попросила меня рассказать о себе: где служил и летал , чем сейчас занимаюсь. Я показал и подарил Марине Попович свои книги, которые были представлены на авиасалоне МАКС-2013 в павильоне авиационных тренажеров Героя Рф, заслуженного летчика испытателя СССР Квочура Анатолия Николаевича.
Что меня очень сильно удивило и оставило приятные неизгладимые впечатления при общении с Мариной Лаврентьевной Попович.
Прежде всего, это простота в общении, очень уважительное отношение к собеседнику ,она была очень скромной.. Наверное, в первые минуты она понимает кто перед ней. Разговор вёлся на равных и с интересом к своему собеседнику. Марина Лаврентьевна очень вдумчиво и внимательно пробежалась по моей книге «Катастрофа летной подготовки в России», «Моя дорога в небо». Поблагодарила меня за подаренные ей книги и сказала: «Вы очень смелый, что подняли эти вопросы…» и мне подписала свою книгу : «Я – лётчик».
Вот её пожелания мне:
Алексееву Валерию Валентиновичу с любовью и пожеланием дальнейших творческих успехов, дорогу талантливому писателю – Вам – и лётчику.
С любовью от автора, М. Попович 1.09.2013 г.