Экспозиция "Т.А.Апакидзе - Герой России, военный палубный лётчик номер один. Морская авиация сего

26 июня 2023

В школьном музее "У Истока". Санкт-Петербург. Школа № 259

26.06.2023г. В Школьном музее «У Истока» СПб Школы №259 была гостем Марина Викторовна Аксенова (дочь Героя России Виктора Яковлевича Глухарёва), председатель общественного совета школьного Музея истории развития морской авиации ГБОУ Школа № 1383" (г. Москва).

                                                   https://vk.com/wall-187421469_1767

                                                   Виктор Яковлевич Глухарёв
9 октября 1922 г. родился Виктор Яковлевич #Глухарёв – советский военный #лётчик, старший лейтенант. Герой Российской Федерации (1995).
Родился в с. Сергиевское Крапивенского уезда Тульской губернии, ныне г. Плавск Тульской области. Русский. В конце 1920-х гг. с родителями переехал в г. Москва. Закончил семилетку и работал помощником фотографа в Учпедгизе. Затем переехал в с. Вешняки (ныне – в составе г. Москва). Занимался в аэроклубе Железнодорожного района Москвы. Весной 1941 г. совершил свой первый полет. В августе 1941 г. аэродром был эвакуирован в г. Сасово Рязанской области, затем зачислен в летную школу в г. Армавир.
В феврале 1942 г. курсанты училища были отправлены на фронт в стрелковые части, Глухарёв был зачислен в 76-ю морскую отдельную бригаду. Был ранен, после лечения в госпитале в г. Минеральные воды продолжил службу матросом на транспорте «Березина». Транспорт последним под огнем врага покинул г. Керчь, в этом рейсе был вновь ранен. В сентябре 1942 г., после излечения в госпитале, был направлен в авиацию, на лётные курсы на Ил-2. В мае 1943 г. он закончил обучение в 8-й учебной авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота и получил назначение в 3-ю авиационную эскадрилью 8-го гвардейского штурмового авиационного полка ВВС Черноморского флота. В апреле 1944 г. окончил Высший офицерские курс ВВС ВМФ. Отличился в ходе операции по снабжению десанта, высаженного в осаждённый Новороссийск. Кроме точечных сбросов груза во дворы занятых десантниками зданий, в одном из вылетов Глухарёв на Ил-2 совершил ювелирный бросок груза в окно второго этажа здания вокзала, занятого десантниками. А на первом этаже были немцы! В боях за освобождение Тамани, Керченского полуострова и Крыма произвёл 54 эффективных боевых вылета, был награждён двумя орденами Красного Знамени.
В мае 1944 г. лейтенант Глухарёв переведен командиром эскадрильи в 47-й штурмовой Феодосийский авиационный полк ВВС Черноморского флота, который вскоре был передан на Краснознамённый Балтийский флот. В период службы на Балтике, он вылетал на уничтожение плавсредств противника в портах Либава (Лиепая), Мемель (Клайпеда), Пиллау (Балтийск), на коммуникациях в море. К октябрю 1944 г. имел уже 102 боевых вылета и получил четвёртый орден Красного Знамени.
23.04.1945 г. командованием 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС КБФ старший лейтенант Глухарев В.Я. за успешные боевые действия и произведенные им 138 боевых вылетов по плавсредствам, живой силе и технике противника был представлен к присвоению звания Героя #СССР. Однако, это звание ему не было присвоено, по данному представлению он награжден орденом Отечественной войны I ст. Причиной не получения геройского звания могли стать неоднократные донесения политорганов о «недисциплинированности», «воздушном хулиганстве» лётчика Глухарёва. В августе 1944 г. он был снят с должности командира эскадрильи, но в декабре восстановлен. В апреле 1945 г. «во время штурмовки огневых батарей противника допустил воздушное хулиганство, которое чуть не стоило ему самому и его ведомым жизни, он вывел самолёт из пикирования настолько низко, что стал брить верхушки деревьев. При посадке на свой аэродром в радиаторе оказались ветки от деревьев. За этот проступок Глухарёв получил от командира дивизии 7 суток ареста».
За период участия в боевых действиях в частях военно-морской авиации старший лейтенант Глухарёв произвёл 149 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2, 42 раза летал в качестве ведущего. Водил на ответственные боевые задания группы от 6-и до 24-х самолётов-штурмовиков Ил-2. Участвовал в уничтожении 24-х кораблей и судов различного класса общим водоизмещением 23500 брутто тонн. Потопил лично 1 транспорт, 2 сторожевых корабля, 1 быстроходную десантную баржу, 2 сторожевых катера, 1 тральщик. В группе – 4 транспорта, 3 больших десантных баржи, 4 тральщика, 4 сторожевых катера, 1 грузовую баржу и 1 понтон. В мае 1946 г. награждён орденом Ленина, а через 3 дня старший лейтенант Глухарёв уволен в запас.
Окончил курсы Гражданского воздушного флота (ГВФ), летал на самолётах с/х и санитарной авиации, работал механиком в ВНИИнефтемаше. Принимал активное участие в пусконаладочных работах на трассе нефтепровода Узень – Гурьев – Мангышлак. Вёл большую военно-патриотическую работу, являлся начальником штаба гражданской обороны. Жил в Москве. Погиб в автомобильной катастрофе 28.12.1978 г. Похоронен в закрытом колумбарии Николо-Архангельского кладбища в Москве. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1995 г. № 347 (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 17.04.1995 г. № 16, статья 1402) «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», старшему лейтенанту в отставке Глухарёву Виктору Яковлевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
В ноябре 2014 г. в г. Плавск Тульской области у Кургана Славы открыта памятная доска Герою России Виктору Глухареву.
Награды: орден Ленина (15.05.1946), 5 орденов Красного Замени (03.10.1943, 03.04.1944, 30.06.1944, 18.10.1944, 10.11.1945), орден Отечественной войны I ст. (10.11.1945), медали «За оборону Кавказа» (13.04.1945), «За взятие Кенигсберга» (31.12.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (31.12.1945) и др.

Марина Викторовна в дар музею привезла книгу Михаила Маслова "С корабля - в небо. Корабельные самолеты в России и СССР 1913-1945 гг."
                                  
Книга известного отечественного историка авиации Михаила Маслова повествует о создании и применении самолетов корабельного базирования от зарождения авиации до окончания Второй мировой войны.

При подготовке этого хорошо иллюстрированного издания были использованы материалы Российского государственного архива экономики, Российского государственного военного архива, Центрального Военно-морского архива, Центрального государственного архива научно-технической документации, Российского государственного архива Московской области, Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского, фотографии Российского государственного архива кинофотодокументов, Центрального музея Вооруженных сил России, Российского государственного военного архива.

Книга будет интересна любителям военной истории, моделистам а так же всем исследователям славной авиационной истории нашей страны.

заведующий музеем "У истока"
А.К. Осепян


Комментариев нет:

Отправить комментарий