20 июля 2021

Велика ли Вселенная?

 — Скажи, велика ли Вселенная?

— Бесконечна…
— А откуда ты знаешь?
— Все данные на это указывают.
— Но это не доказано, ты сам этого не видел? С чего же ты уверен?
— Я не уверен, я верю.
— С любовью точно так же...

                                                                Цитата из фильма «Игры разума»

Надежда Васильевна Кужельная (род. 6 ноября 1962, Алексеевское, Татарская АССР) — российский космонавт-испытатель, 12-й набор НПО «Энергия».

Мы ограничиваемся миром, который нас окружает. Это ограничение неверно и ошибочно!  Мы все созданы для полета, для понимания нашей Вселенной, для осознания того, что все реально. Мы строители своей жизни, прокладывающие путь к мечте. Когда встречаешь людей, не имеющих границ, в своих мечтах, понимаешь, что и возможность в их реализации тоже в наших руках. Мир прекрасен и многогранен…

На презентации  книги "Мы вышли из большого боя" Галина Павловна вспоминала о своих боевых подругах. Молодые, красивые, женственные девушки были переполнены желанием очистить нашу землю от фашистской чумы. К их женским качествам добавились мужество и уверенность в победе. Желание сохранить жизнь будущему поколению придавало сил нашим лётчицам. Услышать воспоминания из первых уст всегда очень дорого. Ты чувствуешь, что твоя миссия – не просто слушать, а нести эти воспоминания юному поколению во имя памяти и жизни на нашей  прекрасной планете. Звучали стихи Марины Алексеевны Хромовой о наших «Незабудках» и вот на сцене появилась фея. Белокурая красавица в голубом, расшитом фантастическими узорами,  платье. Звучала музыка и голос в унисон с шумящими полями, усеянными незабудками, ромашками… Поразила гармония женственности и красоты. Носителем этой гармонии является Надежда Васильевна Кужельная. С этих минут началось знакомство с этой милой женщиной. За хрупкостью и нежностью – сильный характер и сила воли, стремление идти только вперед, побеждая преграды, работая над собой.

Наступил год 2020, работа в изоляции… Желание общаться победило призыв «Разделяй!». Не вышло! Мы встречались в он-лайн в проекте «Дружим в прямом эфире» с ребятами, приглашали гостей, рассказывали о событиях, Героях, обсуждали самые разные вопросы. Нашей гостьей стала и Надежда Васильевна – единственная в мире пилотесса-космонавт. Желание летать появилось после того,  когда юная  девушка узнала о дальних перелётах женского экипажа  В. Гризодубовой. Стремление покорять небо   было настолько велико, что планерной школы  стало мало. Надежда переводится учиться в МАИ. Учеба, экзамены и полеты… Участие женской  пилотажной группе ОКБ Сухого «Ласточки». Во время одного из учебных полётов, при выполнении фигуры высшего пилотажа на одноместном Су-26, при перегрузке в 9g из-за сильного давления выбило пробку в масляном баке. Фонарь самолёта залило плотной масляной плёнкой. Не покинув самолёта, посадила его практически вслепую.

Но теперь рождаются космические мечты, которые покоряют сердце и усиливают желание увидеть нашу планету с орбиты космического корабля. Пройдены испытания и Надежда, как дипломированный космонавт, член отряда космонавтов, приступает к серьезным тренировкам и подготовке к космическому полету, осваивает пилотирование самолета  Л-39, проходит подготовку, как командира отряда, пишет программы для работы на космической станции «Союз». Семь лет интереснейшей и трудной подготовки были отданы космосу. 28 июля 1997 года решением ГМВК была утверждена бортинженером основного экипажа 1-й российской экспедиции посещения МКС (с целью испытания корабля «Союз ТМА» и замены транспортного корабля «Союз» — программа «МКС-Такси» (МКС-Т)) вместе с Талгатом Мусабаевым. 

Но, так сложилась обстановка в стране, что женская космическая программа была закрыта… Сколько сил и мужества нужно человеку чтобы пережить такую ситуацию? Не многим это под силу. В 2004 году окончила Ульяновское высшее авиационное училище.

После окончания училища Надежда Васильевна пять лет работала в авиакомпании «Аэрофлот» вторым пилотом самолёта Ту-134, а затем освоила самолёты Airbus А320 и Airbus A330 и ещё десять лет летала на них.

При первой же возможности занимается вокалом. Строгая форма пилота меняется на красивый наряд, звучит музыка и льется песня души, радости и грусти, любви и счастья. Превращение в фею придает силы и помогает победить.

Надежда Васильевна освоила  ЯК-52, ЯК-55, СУ-26, СУ-29, Л-39, ЯК-18Т, ТУ-144, семейство самолетов Airbus А 319, А320, А330. 

Когда мы слушали рассказ нашей гостьи, казалось, что слышим историю из какой-то нереальной жизни. Дети и взрослые задавали самые неожиданные вопросы и восхищались нашей Феей. Поразила всех история Надежды Васильевны об участии в проекте «Последний герой». Её интерес к бесконфликтному выживанию в новых условиях и стремление испытать себя еще раз покорил всех.

Надежда Васильевна удивила, покорила и поделилась своей историей жизни с такой радостью, позитивом и желанием реализовать себя, что ее мощный посыл пробуждает сознание и побуждает к действиям. Никогда не сдаваться! Идти вперед! Ставить большую цель! Вот такой человек  наша  Надежда – пилотесcа - космонавт, певица, образец женственности и жизнелюбия.

Для меня две женщины стали особыми - Галина Павловна Брок-Бельцова и Надежда Васильевна Кужельная. Эти великие учителя  и мастера из разного времени, военного и мирного,  своей историей  заряжают  невероятной энергией жизни, желанием творить, быть всегда позитивным и дарить окружающему миру тепло и любовь! Посылаю слова безграничной благодарности своим Героиням!


Канцибер Алла Александровна, учитель, руководитель музея «Истории развития морской авиации» ГБОУ Школа № 1383


20 июля - День рождения лётчика-испытателя Марины Лавретьевны Попович

                                            МАРИНА   ЛАВРЕНТЬЕВНА  ПОПОВИЧ

Летчица, которая первой в мире преодолела звуковой барьер на МиГ-21, ушла из жизни в возрасте 86 лет.

Сегодня, 20 июля 2021 года семья, друзья и сослуживцы возлагают  цветы и проводят памятную встречу в Звездном городке в знак памяти женщине Великой души, летчика-испытателя, кандидата в космонавты, исследователя. 



Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия - Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне - РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.

Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне - Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне - Республика Мордовия), в 1962 году - Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).

Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации - "Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием".

После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне - АО "НПО НИИИП-НЗиК"). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года - летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.

В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.

В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной - военным летчиком-испытателем 1-го класса.

В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.

В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне - Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.

Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет - около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов. 


Полковник-инженер запаса. Награждена и орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.  Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ.  Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов. 

Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений. Соавтор сценариев к кинофильмам "Букет фиалок" (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и "Небо со мной" (1974, режиссер Валерий Лонской).

Дважды была замужем. Первый муж - Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака - Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.https://tass.ru/info/4774529

 http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=16697 Марина Попович: "НЛО над планетой Земля"



Репортаж от подполковника В.В.Алексеева 


Встреча.
1 сентября 2013 году на аэродроме в Жуковском на авиасалоне впервые встретил  Марину Лаврентьевну Попович.  Марина Попович находилась в палатке и раскладывала на столе книгу «Я – лётчик». 
Мой собеседник.
Легендарная женщина — военный летчик-испытатель первого класса, инженер-полковник, заслуженный лектор и заслуженный мастер спорта СССР. 
 
Марина Попович установила в небе 102 мировых авиарекорда, 10 из них были поставлены на тяжелом транспортном самолете  Ан-22 «Антей». Ни одна женщина в мире не летала на самолёте такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Кроме того, Марина Попович преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что её прозвали «Мадам МиГ». Всего же она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов.

Марина Попович являлась доктором технических наук, профессором, кавалером ордена «Знак Почёта», обладателем ордена Красного Знамени, Красной Звезды и других почётных знаков отличия, а также членом Союза писателей России.
Мы разговаривали о лётной профессии, лётной работе о молодёжи. Она рассказала о своей новой книге и попросила меня рассказать о себе: где служил и летал , чем сейчас занимаюсь. Я показал и подарил Марине Попович свои книги, которые были представлены на авиасалоне МАКС-2013 в павильоне авиационных тренажеров Героя Рф, заслуженного летчика испытателя СССР Квочура Анатолия Николаевича.
Что меня очень сильно удивило и оставило приятные неизгладимые  впечатления при общении с Мариной Лаврентьевной Попович.

Прежде всего, это простота в общении, очень уважительное отношение к собеседнику ,она была очень скромной..  Наверное, в первые минуты она понимает кто перед  ней.  Разговор вёлся на равных и с интересом к своему собеседнику. Марина Лаврентьевна очень вдумчиво и внимательно пробежалась по моей  книге «Катастрофа летной подготовки в России», «Моя дорога в небо».  Поблагодарила меня за подаренные ей книги и сказала: «Вы очень смелый, что подняли эти вопросы…» и мне подписала свою книгу : «Я – лётчик».
Вот её пожелания мне: 
Алексееву Валерию Валентиновичу с любовью и пожеланием дальнейших творческих успехов, дорогу талантливому писателю – Вам – и лётчику.
С любовью от автора, М. Попович 1.09.2013 г.  


https://tass.ru/opinions/11932479  Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович  (Алексей Волынец, историк)

100-летию Героя Советского Союза Рябовой Екатерины Васильевны посвящается

 На одной  из встреч проекта "Дружим в прямом эфире", посвященной нашим девушкам-лётчицам 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка мы познакомились с историей жизни и службы Екатерины Васильевны Рябовой  и рассказала нам об этой героической женщине ее дочь Ирина Григорьевна Сивкова. Ирина Григорьевна является хранителем истории полка и своей семьи. Всегда восхищает мужество наших девушек и желание подарить жизнь будущим поколениям. Ирина Григорьевна с большим удовольствием представляла ребятам фотографии из домашнего архива и  рассказывала о том, как защищали наше небо совсем юные, но быстро повзрослевшие девушки, об их любви к родной земле и семье, об их мечтах. 14 июля 2021 года Екатерине Васильевне Рябовой исполнилось бы 100 лет. Мы помним! И обязательно в новом сезоне встреча проекта "Дружим в прямом эфире" будет посвящена прекрасному человеку, защитнику Отечества, учителю и замечательной маме Екатерине Васильевне Рябовой. 


Родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь - Железный, ныне посёлок городского типа Касимовского района Рязанской области, в крестьянской семье. Окончила среднюю школу. С октября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила школу авиационных штурманов. С мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К ноябрю 1944 года штурман эскадрильи 46-го Гвардейского ночного ближнебомбардировочного авиационного полка  ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант Е. В. Рябова совершила 816 боевых вылетов. Во время Белорусской операции бомбила дороги и переправы на пути отступающего врага в районах Минска, Гродно, Августова, Новогрудка, Ольшан, Ломжи, Белостока, Остроленки, Цеханува и других населённых пунктов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии старшему лейтенанту Рябовой Екатерине Васильевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4857 )

Свой последний, 890-й по счёиу, боевой вылет совершила на подступах к Берлину.  

После войны вышла в отставку. В 1948 году окончила механико - математический факультет Московского государственного университета. Работала преподавателем Московского полиграфического института. В 1963 - 1972 годах была доцентом кафедры теоретической механики Военной инженерной академии имени Ф. Э. Дзержинского. С 1972 года - на пенсии. Жила в Москве. Умерла 12 сентября 1974 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Имя Героини увековечено в мемориале Славы, воздвигнутом в городе Касимове, на родине установлена мемориальная доска.

Женщина - воин, ученый, мать. Когда задумываешься над этим сочетанием, встает образ человека с богатой, щедрой душой, сильного и благородного, сурового и нежного...   Немало лет отдала людям эта мужественная замечательная русская женщина, и много хорошего сделает она для людей ещё в своей жизни.http://airaces.narod.ru/woman/rybova.htm


ГБОУ Школа № 1383, музей "Истории развития морской авиации"

15.10.2020  встреча "46-й полк. Незабудки"






18 июля 2021

Верны традициям! День памяти Т.А.Апакидзе

 17.07. 2021 в разных уголках нашей прекрасной России-матушки проходит день памяти Тимура Автандиловича Апакидзе, Героя России. Ежегодно наша музейная команда участвует в акции памяти на Троекуровском кладбище. Работа музея "Истории развития морской авиации" основана на истории авиации и нашим Героем и примером во всем является Тимур Автандилович. Семья, сослуживцы, друзья и ученики собираются вместе в этот день, 17 июля.                                   
За годы существования нашего музея и общения с летчиками морской авиации, ветеранами и семьей Т.А.Апакидзе у нас сложились традиции, которые помогают изучать историю и чтить память о героях. Каждая встреча в этот день - это воспоминания и рассказы о службе, отношении к детям, ветеранам Великой Отечественной войны, учителям. Удивительно, что открываются новые факты, события, которые характеризуют Тимура Автандиловича,  как человека увлеченным своей профессией, внимательным и заботливым ко всем, а особенно, к детям.

   В.В.Алексеев, С.Романов-Кудряцев, Евгений Апакидзе      Л.Л.Северикова (Апакидзе)


С. Романов-Кудрявцев                                 В.Г.Пугачев


Крым, Новофедоровка, 17.07.2021
фоторепортаж полковника  Н.И.Рублева и полковника П.М. Посохова



Ейск, 17.07.2021
открыта "«Аллея Российской Славы»

 Прочтите и поразмышляйте над словами Т.А.Апакидзе

«Если человек может делать добро, то он обязан его делать»

«Умереть за то, что любишь, - не трагедия»

"Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного летчика. Теряем людей в основном на земле" (об авианосце «Адмирал Кузнецов»)

"Палубные летчики есть и будут. Я научу их летать!"

"... Не смотря ни на что, я верю в будущее. Нам надо выжить"

"Почему люди влюбляются в небо,
Что-то необьяснимое тянет вверх.
Люди ходят по земле и это естественно,
А те кто взлетает, они юродивые.
Я поднимаюсь на 12 тысяч...
Вокруг уже никого нет...
Всё там, подо мной...
Облака...,люди...,солнце ...уходит-катится вниз...
А в голове одна лишь мысль
Я дома...Дома...Дома..."

"Человек только тогда сильный, если у него есть цель, к которой он идет сквозь все преграды"



Мы будем признательны за письма поддержки о присвоении школе имени Т.А.Апакидзе  от вас, многоуважаемые наши морские офицеры, ветераны, родители, коллеги, обучающиеся

Письма поддержки вы можете отправить на электронную почту 5456188@list.ru , школьный сайт (отзывы), электронную почту школы 1383@edu.mos.ru  , в соцсети ВК  в группе музея https://vk.com/club61299535 или в комментариях под этой публикацией. 




В Ейске открыли «Аллею Российской Славы»

 17.07.2021  «Аллея Российской Славы»  станет гордостью 859 Центра морской авиации. 

8 героев-летчиков, гордости России, увековечены в бронзе. Право открыть «Аллею Российской Славы» предоставили юнармейцам Ейского и Кирилловского районов и лучшим матросам центра – будущему нашей великой страны, страны героев. Освятил аллею и совершил молебен духовный наставник центра протоиерей Игорь.
Скульпторы, создавшие бюсты героев, – Алексей Коноз, Мигран Арутюнян и Лерник Алекян отмечены благодарственными письмами. Награждены ими меценаты и спонсоры великого дела.
Вместе со всеми гостями возложили цветы к бюстам: Сергея Георгиевича Горшкова - дважды Героя Советского Союза, главнокомандующего ВМФ, заместителю министра обороны СССР; 
Бориса Феоктистовича Сафонова — первого дважды Героя Советского Союза, заслужившего это звание в Великой Отечественной войне; 
Ивана Ивановича Борзова — Героя Советского Союза (с 1962 до 1974 г. - командующий авиацией Военно-Морского Флота СССР)
                                                
Открыты бюсты Евгению Николаевичу Преображескому — Герою Советского Союза, генерал-полковнику авиации (с 1950 до 1962 год — командующий авиацией Военно-Морского Флота СССР); 
Тимуру Автандиловичу Апакидзе — Герою России, заслуженному военному летчику Российской Федерации, родоначальнику современной корабельной авиации России; 
   
Николаю Ивановичу Москвителеву - командующему авиацией войск противовоздушной обороны Советского Союза с 1977 по 1987 г., заслуженному военному лётчику СССР; 
Нельсону Георгиевичу Степаняну — дважды Герою Советского Союза, подполковнику, командиру 47 штурмового авиаполка ВВС Балтийского Флота 


Особые чувства вызывает и то, что среди бронзовых бюстов есть и бюст нашему Павлу Андреевичу Галкину — Герою Советского Союза, гвардии полковнику, начальнику кафедры боевого применения средств поражения Ейского ВВАУЛ, который совсем недавно ушел из жизни. 
На торжественном мероприятии присутствовали родственники героев-летчиков. Слова гордости за деда и благодарности внука звучали от Владимира Галкина. 

https://eysk.bezformata.com/listnews/eyske-otkrili-alleyu-rossiyskoy/95717513/
https://mr-anderson22.livejournal.com/13481.html  Центр боевого применения и переучивания летного состава МА ВМФ России (г. Ейск)