06 декабря 2020

НЕБА ВАМ ВЫСОКОГО, МОРСКИЕ СОКОЛЫ!

 5 декабря исполняется 80 лет Краснознамённому Порт-Артурскому отдельному смешанному авиационному полку Тихоокеанского флота. Юбилейная дата — хороший повод вспомнить славный боевой путь полка и гарнизона его базирования, рассказать о нынешних ратных буднях морских лётчиков.

http://ric.mil.ru/upload/site173/CNX174j1jf.pdf

Вспомним, как всё начиналось... В 1933 году в селе Николаевка (тогда ещё Сучанского района Дальневосточного края) в невиданных ранее масштабах началось строительство. Возводились жилые и служебные здания, склады, дороги, объекты связи, энергетической и социальной инфраструктуры. Селяне не долго гадали о причине масштабных перемен. Одновременно в долине местной реки строился грунтовый аэродром со стоянками для «стальных птиц», которым предстояло сюда переселиться. Именно Золотая Долина была выбрана руководством ВВС Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии для создания мощного военно-воздушного костяка Тихоокеанского флота. 15 ноября 1934 года новый авиагарнизон был предоставлен для размещения первых двух авиачастей, которые вскоре передислоцировались из города Новочеркасска Ростовской области, из состава ВВС Северо-Кавказского военного округа. Всю авиатехнику, специальное оборудование, вооружение, а также личный состав и семьи военнослужащих доставили по железной дороге, причём люди и грузы находились в пути порой по два месяца. Об этом в своей исторической справке редакции «Боевой вахты» сообщил полковник в отставке Владимир Ермолкин, долгие годы возглавлявший совет ветеранов морской авиации Тихоокеанского флота. В итоге первоначальное усиление авиагарнизона Николаевки составило 47 самолётов модели Р-5. В дальнейшем, с перевооружением гарнизона на реактивные торпедоносцы Ту-14Т, турбовинтовые противолодочные Ил-28 и реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17, в середине пятидесятых годов минувшего века военный аэродром в Николаевке «закатали» в самый высококачественный бетон, который верно служит до сих пор. Вскоре были улучшены бытовые условия авиаторов. На баланс лётной части перешли пятиэтажные жилые дома ракетчиков, переведённых на службу в другие места Отечества. И многие лётчики справили новоселье. А всего в Николаевском авиагарнизоне в разные годы дислоцировались 1 авиационная дивизия, 10 авиаполков (в том числе 3 — гвардейских, 3 — Краснознамённые и 2 — с почётными наименованиями — Сейсинский и Порт-Артурский). А также пять отдельных авиаэскадрилий, один авиаотряд и авиазвено управления. Здесь прошли службу 16 Героев Советского Союза, в том числе дважды Герой Советского Союза полковник В.Раков и будущий космонавт СССР полковник П.Беляев. Гарнизон дал морской авиации нашей страны 13 генералов. Десяти авиаторам в дальнейшем были присвоены почётные звания «Заслуженный военный лётчик» и «Заслуженный военный штурман». Золотыми буквами вписали своё имя в историю 90 процентов лётных частей гарнизона в годы Великой Отечественной войны и в период войны с милитаристской Японией. Полк ограниченным составом сил принял участие в войне с Германией. С осени 1942 года авиагруппа полка участвовала в Сталинградской битве, обеспечивая с воздуха части 62-й и 64-й армий советских войск продуктами питания, медикаментами и боеприпасами. В мае 1943 года на Черноморский флот было отправлено восемь лётных экипажей николаевцев. А в 1944 году — ещё десять. В ожесточённых сражениях за Родину асы из Золотой Долины Приморья проводили воздушную разведку расположения боевых кораблей Германии, наносили бомбовые удары по местам их базирования. Полным составом авиаполк участвовал в войне против милитаристской Японии в августе 1945 года, на завершающем этапе Второй мировой войны. К тому времени на вооружении полка появились 49 амфибий иностранного производства, поставленных по ленд-лизу из США. С их помощью наши авиаторы выполнили 84 вылета на разведку, 10 — на сопровождение советских кораблей в море, 19 — на спасение экипажей и 100 — на высадку десантов в южной части Сахалина, на Курильские острова, в Порт-Артуре. Всего с 22 по 29 августа 1945 года авиаполк для десантирования доставил 1022 советских морских пехотинца и более пятидесяти тонн военных грузов — на территории Кореи и Китая. ...В послевоенное время и в новой российской истории структура Николаевского авиагарнизона претерпела несколько организационно-штатных преобразований и была реорганизована в авиабазу, которая с 1 декабря 2019 года стала отдельным смешанным авиаполком.
Лётные династии С директором николаевской средней образовательной школы Ольгой Куприяновой мы встретились на исходе второй смены занятий. — Слышите, сегодня на аэродроме тихо, — заметила она. — Плановых и экстренных вылетов нет. Лётчики и аэродромники переводят свою технику на зимнюю эксплуатацию. Такая осведомлённость о жизни авиагарнизона, со всеми его лётными подробностями, сразу убедила нас, что Ольга Ивановна тут человек свой. Преподаёт химию и биологию ребятишкам с 1995 года, с 2008 года приняла на себя и обязанности директора школы. Муж её, к сожалению, уже умерший, служил в Николаевке помощником командира — вторым лётчиком в экипаже противолодочного Ил-38. Так что учительница Куприянова достоверно знает и жизнь гарнизона, и настроения своих учеников. Именно её усилиями в школе был создан исторический музей, заметную часть в котором заняла экспозиция о боевом пути части. Хотя более подробные фрагменты можно увидеть в местном Доме офицеров флота, который школьники вместе с ветеранами посещают регулярно. Так, в общении разных поколений существует и обретает новое содержание военно-патриотическое воспитание молодёжи. — Сейчас в нашей школе 359 учеников, — продолжает рассказ Ольга Ивановна. — Примерно 80 процентов из них — это дети военнослужащих нашего авиагарнизона. Больше учеников только в центральной школе нашего районного центра — Владимиро-Александровского. Всё чаще дети авиаторов после окончания школы идут по стопам своих отцов. У нас на протяжении многих лет возникают лётные династии. В качестве примера могу привести фамилии Шведовых, Кравченко, Торбиных, Баскиных, Сомовых, Ладыгиных, Арефьевых, Мартыновых, Гнездиловых, Исрафиловых и многих других. Сыновья этих офицеров тоже выбрали военную службу во благо Отечества. «От винта!» С этой известной ещё со времён Великой Отечественной войны командой выруливают на аэродром и нынешние лётчики противолодочного авиаполка. Традиция у них такая, когда уходят в небо с родного аэродрома. А о том, какие учебно-боевые задачи выполняет сейчас полк, рассказал командир авиаэскадрильи противолодочных самолётов и командир экипажа Ил-38 военный лётчик 1-го класса подполковник Николай Слюсарев: — Наши ближайшие задачи — это полное выполнение планов боевой и лётной подготовки в наступившем зимнем периоде учёбы. Отдельным пунктом обозначили себе подготовку двух лётных экипажей к выполнению задач в ночное время. И сделаем всё возможное, чтобы лётчики были боеспособны в любое время суток. Уделяем также пристальное внимание повышению классности лётного состава. На 2020 год было запланировано стимулировать четырёх авиаторов повысить квалификацию 2-го класса. Командир авиаотряда майор Максим Ивашин, штурманы капитан Виталий Серов и старший лейтенант Евгений Жучев с поставленной задачей справились. Квалификацию 3-го класса получили все пять запланированных к росту авиаторов: старшие лейтенанты Андрей Копылов, Илья Одегов, Сергей Ткачук, Андрей Андреев и лейтенант Алексей Додуров. Добавлю, что рассказ об отдельном смешанном авиаполке был бы неполным без упоминания эскадрильи, которой командует подполковник Александр Климов. Этот воинский коллектив специализируется на транспортных перевозках и аварийно-спасательных работах. И о нём не раз писала «Боевая вахта». В самой же Николаевке доблестно несёт противолодочную службу эскадрилья вертолётов Ка-27 палубного базирования и вертолётов Ми-8 поисково-спасательных работ. В числе лучших командир авиаполка полковник Антон Дрожжин и командир эскадрильи подполковник Вячеслав Богомазов называют вертолётные экипажи старших лейтенантов Марка Зори и Михаила Тугая. Можно смело утверждать, что нынешнее поколение авиаторов гордится историей гарнизона и своей части, ратным трудом приумножает традиции и славу, крепит боевую готовность по защите тихоокеанских рубежей России. С юбилеем, морские авиаторы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий