17 июля 2020

Памяти Тимура Автандиловича Апакидзе

 Тимур Апакидзе родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси, Грузия. В раннем детстве переехал с матерью в город Санкт-Петербург, где вырос и учился в школе до 8 класса. В 1971 году окончил Нахимовское военно-морское училище. Затем получил дополнительное образование в Ейском высшем военном авиационном училище летчиков имени В. М. Комарова.  https://ruspekh.ru/people/apakidze-timur-avtandilovich
В 1975 году по окончании училища лейтенант Апакидзе направлен на Балтийский флот в качестве летчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка. К 1983 году занимал должность заместителя командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.                                                                                                       В 1986 году после окончания Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова Тимур Апакидзе назначен командиром 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации Военно-морского флота. Позднее занял должность начальника Центра.    В 1991 году Тимур Автандилович первым из российских морских летчиков совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К. После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе Военно-Морского Флота России.
 

   До июня 1992 года Апакидзе прослужил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в городе Саки. Затем переведен на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки - старшим летчиком смешанной корабельной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного Флота.    В 1995 году Тимур Автандилович Апакидзе одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации.Окончив в 2000 году Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской федерации, генерал-майор Апакидзе назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота. В общей сложности налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолетов. На его счету 300 посадок на палубу крейсера в Черном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятерку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачева» и «колокол».                                                                                                                Погиб Тимур Апакидзе 17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ под Псковом. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
 Уже 19 лет 17 июля приходят на Троекуровку почтить память  Тимура Автандиловича семья, сослуживцы, друзья, ученики. С глубочайшим уважением выражается благодарность ему за преданность делу, за помощь, за искренность, за небезразличие ко всему происходящему, за воспитание детей; рассказывают о проблемах, делятся достижениями.  Вклад Тимура Автандиловича в развитие палубной авиации  сложно оценить, так как благодаря профессионализму, вере и твердости характера была создана школа палубных летчиков и сохранена палубная авиация в России. Ученики гордятся своим учителем за формирование характера и силу воли. Представители общественного совета музея  рассказывают о событиях, которые прошли. Для любого человека Тимур Автандилович является образцом чести и достоинства, умения достигать своей цели. В школьном музее одна из экспозиций посвящена  Герою России, генерал-майору Тимуру Автандиловичу Апакидзе.   https://muzeimavi.blogspot.com/p/blog-page_1.html

Тимуру Автандиловичу посвящается. Работа школьной телестудии и музея.



17 июля - День авиации Военно-морского флота Российской Федерации

Сегодняшняя дата, 17 июля, считается Днем основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации. Как праздничная эта дата была установлена приказом главнокомандующего ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года.
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (стихи В. Сокерина, музыка и исполнение А. Шайхутдинова)
17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.   https://www.arms-expo.ru/news/pamyatnye-rubezhi/17-iyulya-den-osnovaniya-morskoy-aviatsii-vmf-rossii/
    В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. 
    С тех далеких пор роль авиации военно-морского флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений), а также авиации морского базирования противника. Несомненно, что управляют и обслуживают технику профессионалы высочайшего класса.
   Сегодня авиация ВМФ РФ является родом сил Военно-морского флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. А функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
   Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.  
Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. 
   В нашем коллективе хранят память о знаменательных событиях, связанных с историей морской авиации и всегда рады встрече с морскими лётчиками. Для нашего музея в эти дни пришли отличные новости. В июльском номере журнала "Знание - сила" напечатаны воспоминания Героя России, морского лётчика В.Я.Глухарева о штурме Новороссийска в 1943 году "Новороссийский десант".
 Дочь В.Я.Глухарева, М.В.Аксенова, председатель общественного совета музея, подарила  нашему  музею форму морского летчика образца 1943 года и нагрудные знаки летчика морской авиации.  Выражаем безграничную благодарность Марине Викторовне за активное участие в жизни нашего школьного музея и помощь в работе над проектами.



16 июля 2020

    Поездка к нашим друзьям в Жуковский - особое событие. Сергей Алексеевич Морозов, руководитель кружка "Буран-возрождение" рассказал нам много интересного и продемонстрировал новые модели самолетов, которые  сконструировали за время изоляции и провел мастер-класс, во время которого ребята смастерили ракету для запуска.
Мальчишки  с большим удовольствием выполняли все рекомендации мастера и еще помогли разобрать для реконструкции модель вертолета. Работа кипела.  После этого все отправились на летное поле, где и запустили свою ракету, отправили в полет модель "Бурана" и наблюдали за выполнением полета модели самолета "Бабочка" под руководством мастера-пилота.
 После полетов все дружно отправились на обед. Время пролетело очень быстро за обсуждением планов на ближайшее будущее. Было очень приятно получить потрясающий подарок от  Благочинного Жуковского церковного округа протоиерея, настоятеля Пантелеимоновского храма  Николая Струкова - это книги об истории авиации. Книги нам передали Сергей Алексеевич и Владимир Вячеславович Скрёхин. Наша дружба продолжается и укрепляется. В "Гостиную И.П.Волка" мы всегда приезжаем с большим желанием узнать, смастерить, запустить модели самолетов и  пообщаться с нашими друзьями.





14 июля 2020

Владимир Михайлович Петляков

Владимир Михайлович Петляков – один из основателей отечественного металлического самолетостроения, создатель бомбардировщика Пе-2 и многих других, невероятных для своего времени, машин. Рекордсмена АНТ-4 восторженно встречали в Нью-Йорке, совершенством АНТ-20 восхищался Антуан де Сент-Экзюпери, легендарные «пешки» самоотверженно приближали нашу Победу. 
03.07.2020 в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации (Монино) http://monino.ru/ состоялась открытая научно-историческая конференция "Авиационная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны". Очень приятно, что общение с участниками конференции открывает для школьного музея новые возможности. Мы познакомились с правнуком Владимира Михайловича Петлякова - Михаилом Лысачёвым. Семья выдающегося конструктора создала сайт, который предлагается нашему с вами вниманию и участию в обсуждении. Изучать  историю из первых уст имеет огромное значение в получении достоверной информации о людях, которые были частью истории страны.
http://vladimirpetlyakov.ru/     "27 июня 2021 исполнится 130 лет со дня рождения моего прадеда Владимира Петлякова. Четыре года назад к его 125-летию мы подготовили стенды, которые экспонировали в Центральном музее ВС РФ, Музее ВВС в Монино, МГТУ им. Баумана и в Таганрогском краеведческом музее. В этот раз мы хотим выпустить книгу и мульмедийный проект, посвященные великому российскому инженеру и авиаконструктору" М. Лысачёв