19 июля 2019

Николай Герасимович Кузнецов

 Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в семье Герасима Федоровича Кузнецова (1861-1915), крестьянина деревни Медведки Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии (ныне в Котласском районе Архангельской области).С 1917 года Н. Г. Кузнецов работал рассыльным в Архангельском порту. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в Северодвинскую флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым.Участник Гражданской войны : служил матросом в Северо-Двинской речной флотилии , а также в Архангельске и Мурманске.
С 1920 года направлен на учебу в подготовительную школу при Военно-морском училище им. Фрунзе, в 1922 году окончил ее и зачислен в само училище. Окончил его с отличием в 1926 году.Член ВКП(б)КПСС с 1925 года.
Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров.Занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.
В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ (1916)». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».
В августе 1936 года откомандирован на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За успешную деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего,а с января 1938 года по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.
29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ), а также нескольких высших военно-морских учебных заведений.За свои заслуги при введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.
К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.
19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность № 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности № 2. Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность № 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Только в 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. В первый день войны ни один боевой корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ не были поражены. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!
Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: "Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах". И вот ещё: "Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут"
Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания Великой Отечественной войны главными задачами главнокомандующего ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова стали возрождение и строительство современного Военно-морского флота, установление его места в системе Вооруженных сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны. Под его руководством была разработана десятилетняя программа судостроения, в которой намечалось строительство современных кораблей, включая авианосцы. Адмирал Н. Г. Кузнецов предопределил развитие отечественного ВМФ. Однако после войны боевой, прямолинейный и не идущий на компромиссы с совестью нарком становится ненужным. «Архангельский» адмирал представлял неудобную фигуру для окружения И. В. Сталина, снятие его с должности было связано также с принятием первой послевоенной кораблестроительной программы. Его настойчивость и решительность по воплощению судостроительной программы, несогласие с разделением Балтийского флота вошли в противоречие с позицией И. В. Сталина и высшего военного руководства страны.
Наркомат ВМФ был разделен, а Н. Г. Кузнецов снят с должности. Затем ему пришлось испытать позорный «суд чести адмиралов» и суд Верховной коллегии Верховного суда СССР. Во время устроенного судилища Николай Герасимович всеми силами защищал прежде всего не себя, а своих подчиненных — адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и вице-адмирала Г. А. Степанова, показав всем яркий пример смелости и гражданского мужества. К сожалению, честь и достоинство оказались тогда бессильными перед ложью и подлостью. Его не посмели посадить в тюрьму, но он был снят с работы и разжалован до контр-адмирала. С 1948 по 1951 год Н. Г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а затем — командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.
Руководить столь сложным организмом, как Военно-морской флот, дано не каждому. Говорят, что незаменимых людей нет. Однако бывают исключения… Летом 1951 года Сталин возвращает запомнившего "урок" Кузнецова на работу в Москву в качестве военно-морского министра. Адмирал вновь поднялся на «капитанский мостик» флота страны, когда были востребованы его широкий кругозор, государственный масштаб и эрудиция, знания, практический опыт, талант флотоводца, особые человеческие качества — уверенность в своих силах, независимость, твердость характера, простота и доступность.
После смерти И. В. Сталина Николай Герасимович был восстановлен в прежнем звании — Адмирал Флота Советского Союза — и с него,как и с его подчиненных, были полностью сняты все обвинения за отсутствием в «деле адмиралов» состава преступлений.
В 1953—1955 годы Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза» и ему вручена Маршальская Звезда. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.При его непосредственном участии были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания океанского ракетно-ядерного флота.
Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым и новым генсеком Н.С. Хрущевым. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».
Вклад адмирала Н. Г. Кузнецова в строительство, развитие и укрепление советского ВМФ, в подготовку и воспитание военно-морских кадров неоценим. Однако жизнь его в дальнейшем сложилась весьма драматически. Вновь последовала вопиющая по своей несправедливости опала. Кузнецов был лишен как должности, так и по праву заслуженного в годы Великой Отечественной войны высшего военно-морского звания — Адмирал Флота Советского Союза. В пятьдесят один год, в расцвете физических и душевных сил, он снова оказался в отставке «без права работать во флоте».
За 18 лет своей «опальной» жизни Н. Г. Кузнецов написал пять книг военных мемуаров, около 100 статей по военно-морской тематике и мемуарного жанра — о людях флота, вернув истории имена погибших и репрессированных. Николай Герасимович одним из первых сказал правду о причинах неготовности страны к войне и трагическом ее ходе в течение двух лет, призывая проанализировать ошибки и неудачи руководства Вооруженными силами для будущего. Одним словом, такого обширного историко-литературного наследия не оставил ни один советский военачальник и флотоводец XX века.
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.  http://100.histrf.ru/commanders/kuznetsov-nikolay-gerasimovich/

 

17 июля 2001 года в авиационной катастрофе погиб военный летчик, генерал-майор авиации Тимур Автандилович Апакидзе


 Тимур  Автандилович  Апакидзе родился 4 марта 1954 года в г. Тбилиси. В 17 лет он окончил Ленинградское Hахимовское училище. Затем - Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова.
Службу в авиации ВМФ начал в 1976 году летчиком в отдельном гвардейском морском штурмовом авиационном полку ВВС Балтийского флота на самолетах Су-17М.
В 1986 году окончил Военно - морскую академию имени А. А. Гречко и был назначен командиром 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ в составе 33-го ЦБП и ПЛС авиации ВМФ.
26 сентября 1991 года первым из строевых морских лётчиков совершил посадку на палубу ТАВКр "Адмирал Кузнецов" на серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К (Т-10К-8). Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.
После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе ВМФ России. При принятии присяги на верность новому государству — Украине, Апакидзе отказался это сделать.
Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников из состава Сотого полка.
После перевода на Северный флот был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. В 1993-95 годах подготовил к полетам с авианосца два десятка палубных летчиков, участвовал в дальнем морском походе 1995-96 г.г.
В 1994 году -назначен командиром смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Северного флота. В следующем году за отличное освоение Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для ТАВКр "Адмирал Кузнецов" был удостоен звания Героя России.
Генерал-майор, летчик-снайпер налетал более 3,5 тыс. часов на 13 типах самолетов. Тимур Апакидзе - один из пяти летчиков авиации ВМФ, выполняющих «кобру Пугачева». Hе бросил небо даже тогда, когда стал заместителем командующего МА ВМФ. Истребитель морской авиации Су-33 (бортовой 70) потерпел катастрофу под Псковом. Трагедия произошла во время авиационного праздника, посвященного 85-летию морской авиации ВМФ в гарнизоне Остров, где базировался Центр боевого применения и переучивания летного состава морских летчиков.
Тимур Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолет, находившийся в километре от взлетно-посадочной полосы, стал неожиданно резко снижаться. Летчику поступила команда катапультироваться.
Тем не менее, генерал Апакидзе оставался в пилотской кабине до момента удара самолета о землю и его взрыва. Пилот после падения самолета  находился в тяжелом состоянии и был без сознания. Была срочно предпринята попытка доставить его в местную больницу, однако по дороге он, не приходя в сознание, скончался.
В этот день во многих городах России и не только вспоминают о Тимуре Автандиловиче. Глубокое уважение к командиру, учителю, сослуживцу выражают все, кто был с ним знаком. "Авторитет офицера держится на трёх китах: доверии, уважении и любви. Доверие завоёвывается профессиональными качествами - знаниями, распорядительностью, осторожностью. Уважение - честностью и высокой достоверностью. Любовь - заботами о подчинённых и защитой их интересов"- Карбышев Дмитрий Михайлович.
17.07.2019    Республика Крым, Саки, Новофёдоровка
17.07.2019  Москва, Троекуровское




 




17  июля    День  рождения Морской Авиации России

Официальная история от Министерства обороны Российской Федерации гласит, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года на Балтике произошёл воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Через 80 лет после данного события, приказом Министра обороны РФ №253 от 15.07.1996 года, 17 июля 1916 года было определено Днём рождения Морской Авиации России. 17 июля 2016 года авиация ВМФ отпраздновала своё 100 –летние. Родина высоко оценила боевую деятельность Морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них: Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды. Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин. 
Следует учитывать, что авиацию ВМФ возглавляли наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития Морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства Военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.
                        
 Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

 https://structure.mil.ru/structure/forces/navy/structure/naval_aviation.htm

  
В.Г.Пугачев, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель
 
Мария Апакидзе, дочь Т.А.Апакидзе
 
О.Е. Мутовин,Герой России, Заслуженный лётчик - испытатель
 
В.Г.Дейнека, генерал-полковник, командующий Морской Авиацией в 1994-2000 гг.


15 июля 2019

16 июля 1933 года началась экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин" в Северном Ледовитом океане.

 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием известного полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, который, помимо всего прочего, был членом-корреспондентом Академии Наук СССР, отплыл из Ленинграда в Мурманск.

Отечественный приоритет в Арктике Советский Союз стал отстаивать ещё на заре своего существования: в 1923 году советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Далеко не все соседи были согласны с этим, имели свои притязания и другие страны, например Норвегия.

Мало объявить о приоритете — надо ещё убедительно доказать, что государство в состоянии решить задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана.

Одним из главных энтузиастов, занимавшихся в этот период исследованиями Севера, являлся Отто Юльевич Шмидт, учёный с мировым именем.

В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина сумела пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, тем самым впервые осуществив сквозное плавание по Северному морскому пути.

Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза.

Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Однако уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах...

13 февраля 1934 года мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно.


Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб.

Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.

Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.

Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.

История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству. Они стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронина также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза».

ВЕЛИКИЕ ПЕРЕЛЕТЫ 1937 ГОДА

Весь мир восхищался успехом экипажа  Валерия Павловича Чкалова. Но некоторые считали, что это была просто редкая удача и вряд ли кто решится повторить такой путь снова
 Каково же было удивление, когда спустя 22 дня после перелета Чкалова через полюс в Америку вылетел другой советский самолет.

12 июля 1937 г. самолет АНТ-25-1 с экипажем в составе Героя Советского Союза М. М. Громова (командир), А. Б. Юмашева (второй пилот) и С. А. Данилина (штурман) в 3 часа 21 минуту поднялся с московского аэродрома и взял курс на север.


Цель этого полета заключалась в том, чтобы пройти по наикратчайшему пути из Москвы в Америку через Северный полюс и этим самым показать миру, что полеты наши основываются на научном знании, а не на счастливой случайности.

Экипаж Громова ставил также задачу установить новый рекорд дальности полета по прямой, который до этого держали французские летчики.

Самолет находился в воздухе 62 часа 17 минут. Мировой рекорд дальности, установленный по маршруту Москва — Северный полюс — Америка, завоевали советские летчики. Маршрут самолета АНТ-25-1 превышал 10 200 км.

Перелеты Чкалова и Громова оказались возможны благодаря достижениям авиационной техники и искусству советских пилотов, которые понимали, что их труд служит прогрессу науки и прославляет их Родину.

http://de-ussr.ru/issl-sev-polus/issl20/m-m-gromov.html 

                                                                            Монино, 2018г.