14 января 2021

Год морской авиации и космонавтики в проекте "Дружим в прямом эфире"

 14.01.2021  состоялась 21 встреча в рамках проекта "Дружим в прямом эфире". 2021 год насыщен многими юбилейными датами, связанными с важными историческими событиями. Для нас важны даты 105-летия морской авиации и 60-летия первого полета человека в космос. Актив нашего проекта принял решение провести 2021 год под девизом "Морская авиация и космонавтика". Казалось бы, что может быть общего между морской авиацией и космосом, а оказалось, что общее есть - это наши морские летчики-космонавты! И первый в этом историческом списке Юрий Алексеевич Гагарин!

Морские лётчики-космонавты

Герои морской авиации
Дважды Герои Советского Союза, морские летчики

На встрече присутствовали наши Заслуженные летчики: генерал-лейтенант В.П.Ефремов, полковник В.П.Георгиади, полковник П.М.Посохов (морская авиация). Представитель Совета ветеранов Бескудниковского района (ПО-1) А.Г.Петова. Обучающиеся и коллеги Москвы (школы №№ 1383, 201, 2100, 1125, 460, 629) и Троицка (СОШ № 39). Примечательно, что сегодня к нам присоединились ребята и руководитель (Иншакова О.А.) Клуба юных писателей "Золотое перо" ГБОУ Школа № 629

Всем участникам проекта предложено принять участие в создании/написании книги "Расскажу тебе про Героя" (рабочее название). От ребят прозвучало предложение написать рассказы взрослым и ребятам. Предложения принимаются.

                                https://www.youtube.com/watch?v=hAeGYmrZz9M
Материал для встречи, монтаж, озвучивание роликов и новостной блок подготовили ребята из 4 "Б" класса (кл.рук.Смирнова Е.А.) и ребята Совета школьного музея "Истории развития морской авиации", Аксенова М.В., Канцибер А.А., руководитель музея подводников ГБОУ города Севастополь Школа № 4 Емец А.Н.

12 января 2021

Героям Великой Победы посвящается

 12.01.2021  Однажды к нам пришел милый человек с интересом о том, что происходит в нашем школьном музее, какие экспонаты представлены. Познакомившись оказалось, что Владимир Васильевич Стрельников, полковник в отставке, сын Героя Советского Союза, морского лётчика Стрельникова Василия Поликарповича. Василий Поликарпович прошел все Великую Отечественную войну, защищал Заполярье, сопровождал конвои. Служил в одном полку с Борисом Сафоновым и Захаром Сорокиным. Сражался за Балтику. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1540


На базе нашего музея мы провели встречу, посвященную 100-летию Василия Поликарповича. Четыре года пролети быстро, наша дружба крепнет. Владимир Васильевич пополнил нашу музейную экспозицию материалами о Василии Поликарповиче и личными вещами. Владимир Васильевич прекрасный рассказчик и  дети всегда с удовольствием дискутируют с гостем. 

Сейчас мы созваниваемся, переписываемся. Ниже размещается письмо-воспоминание Владимира Васильевича об одной из  исторических  встреч Героев.

"   Написать я вам хочу о событиях далёкого 1958 года. Однажды, мой отец, командир 24 истребительной авиадивизии  Балтийского флота, 39-ти летний генерал и Герой Советского Союза Василий Поликарпович Стрельников, предложил мне  сходить на встречу с гостями дивизии.
  В означенное время я пришёл в зрительный зал. И вот на сцену вышли четыре Героя Советского Союза - Сорокин Захар Артемьевич( звание Героя присвоено 19 августа 1944 года, Золота Звезда №4338)http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=354, Белоусов Леонид Григорьевич (звание Героя присвоено в 1957 году)http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1140 и Девятаев Михаил Петрович (звание Героя было присвоено 15 августа 1957 года, Золотая Звезда №11167). А четвёртым Героем был мой отец - звание Героя ему было присвоено 6 марта 1945 года, звезда №6805.
  Все три гостя дивизии были людьми героическими.
  Сорокин, воевал вместе с моим отцом на Севере. Был сбит, обморозил ноги, ему ампутировали ступни. Но, он восстановился как лётчик и продолжал воевать... Его называли -"Наш Североморский Маресьев!"
Белоусов - человек, прошедший через все мучения, но сохранивший волю к жизни. Во время неудачной посадки самолёта, горящий бензин попал ему в лицо... Уцелели только глаза, прикрытые лётными очками... В довершение ко всему, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он вылечился и добился права стать в строй и продолжить свой путь лётчика -истребителя в 4 полку отцовской дивизии.
 А третьим Героем был лётчик и человек потрясающей судьбы - Девятаев Михаил Петрович.
 Встреча была часа два, все слушали истории жизни этих потрясающих людей...
   После встречи официальной, героев-гостей "разобрали" на неофициальную часть.
   Командующий авиацией Балтийского флота генерал Гуляев прислал вертолёт и забрал Сорокина к себе в штаб авиации на встречу с однополчанами.
  Белоусова пригласил к себе командир 4 полка, того полка, в котором Леонид Григорьевич воевал в годы войны..
  А Девятаева мой отец пригласил в гости к нам, домой..
  Моя мама, Александра Ивановна, была хорошей хозяйкой и гостеприимным человеком...

 Мы расселись за обеденным столом и мой отец сказал:
  -Михаил Петрович! Объясните мне, лётчику, как вы смогли один поднять бомбардировщик, который по технологии поднимается тремя членами экипажа.. Я уж не говорю, что вы - истребитель, самолёт абсолютно вам не знаком, так ещё и надписи в кабине на немецком языке...
 Михаил Петрович слегка усмехнулся и ответил:
 - После полёта из плена, я год в контрразведке объяснял, как я улетел.. Изо дня в день, по много часов писал объяснительные, рисовал схемы и рассказывал, что я не шпион. Контрразведчики приводили консультантов, - лётчиков и я часами объяснял как я поднял самолёт один, если его экипаж - пять человек. Меня пытались подловить на нестыковках, но, к чести лётчиков, все дали заключение, что это просто невероятный случай и именно он произошёл...
 -Да,  -сказал мой отец - Я когда пришёл на фронт, то меня переучивали на английский самолёт тип "Харрикейн" неделю. Сперва день осваивали кабину - расположение приборов, показатели, порядок включения агрегатов. Потом нам давали самолёт, со снятыми крыльями. - чтоб случайно не взлететь. - и мы учились рулить по аэродрому. И только после этого мы начинали летать... Но в вашем случае - это просто невероятно!
 Михаил Петрович ответил:
- Вот это "невероятно" я и пытался втолковать следователям... Я ведь войну встретил 24 июня 1941 года - именно в этот день я сбил свой первый самолёт - пикировщик Ю-87... А 16 сентября 1941 года немцы уже сбили меня над нашей территорией. причём я был тяжело ранен. По итогам врачебного освидетельствования, меня направили в лёгкомоторную санитарную авиацию - 1001 отдельный санитарный авиаполк.  Работали много и интенсивно - возили врачей и раненых, медикаменты, инструменты - словом всё, что нужно для военной медицины... Одних генералов раненных перевёз аж 5 человек... Летал старательно, даже по итогам такой тыловой работы был награждён орденом Красного Знамени... Но мысль, что мои товарищи воюют, рискуя жизнями, а я выполняю медицинские задания, меня сильно угнетала... Я много работал над восстановлением физической формы и добился назначения в боевую авиацию. Так я попал в 104 истребительный полк в дивизии Покрышкина...
  К июлю 1944 года у меня на боевом счету было 9 самолётов противника, а сам я был командиром звена...
  Но 13 июля 1944 года в воздушном бою я был сбит и , покидая самолёт  - это была американская "Аэрокобра", - получил контузию и попал в плен.
 13 августа я пытался бежать из лагеря военнопленных, был пойман и приговорён к смертной казни... Но работала система лагерной солидарности - пленный парикмахер заменил мне лагерный номер и документы на скончавшегося артиллериста Степана Григорьевича Никитенко. По лагерным данным 5 декабря 1944 года лётчик Девятаев был сожжён в лагерном крематории.И вот я и остался жив.. Кстати, в этом лагере я встретил Володю Аристова - сына члена ЦК ВКП(б) - все воевали и рисковали жизнями... За родителей не прятались...
  А тут вскоре немцы стали готовить какую-то команду, в которую включили и меня. Кстати, кличка у меня в лагере среди своих была "Мордвин"...
  -А вообще-то вы кто по национальности? - спросил мой отец.
 -Я - мордвин, самый коренной, - ответил Михаил Петрович..
Мой отец пояснил, что с 1944 года у него ведомый был лётчик Николаев, тоже по кличке "Мордвин" и он тоже был коренной мордвин...
  -Так вот, - продолжил свой рассказ Девятаев, - попала наша группа на аэродром возле городка Пенемюнде. Занимались мы разными работами - помогали загружать самолёты разными изделиями, ставили и убирали маскировочные сети, ремонтировали аэродром после налётов нашей авиации. Присмотрелся  я к ребятам, выделил для себя надёжных - Кривоногова и Соколова и решили мы организовать побег. Ребята уже давно думали об этом. Но они думали бежать на лодке. Это было бы просто самоубийство... И я предложил план - улететь... Я и сейчас себе с трудом представляю, как я это предложил... Но - сговорились, составили план и начали работать. Прежде всего определили тип самолёта - решили. что это будет самолёт командира эскадрильи. Почему? - Он часто летал, всегда заправлялся на полную ёмкость, хорошо обслуживался и постоянно был готов к вылету...
  Стали меня готовить к полёт. Мы довольно часто работали на самолётной свалке - отделяли исправные агрегаты от неисправных, авиатехники определяли что куда сортировать... Так постепенно я представил себе размещение панелей управления и приборов. Но ведь надо бы знать - что в какой последовательности работает...И тут мне повезло. Работал я по очистке капонира от снега, а внутри стоял подобный "Хейнкель-111". Я, конечно, воспользовался случаем и заглянул, издалека, в кабину... Трудно сказать, что побудило немецкого лётчика покуражиться над пленным, - но лётчик явно напоказ запустил двигатели, погонял их на разных режимах, снисходительно посматривая на представителя "низшей расы". А я лихорадочно стремился запомнить последовательность действий...
 Наконец, у меня появилась какая-то уверенность, что я смогу запустить самолёт...
 И вот, - подошёл тот памятный день - 8 февраля,  когда можно было бежать...
-Михаил Петрович, - спросила моя мать - А почему вы выбрали этот день?
 Михаил Петрович тяжело помолчал, вздохнул и ответил:
   -Очень всё удачно сложилось - мы, трое организаторов, - были назначены для работы в одной бригаде... Работали возле самолёта, намеченного к захвату... И ещё - в этот день нас конвоировал ДОБРЫЙ немец. Он никогда на нас без нужды не орал, а тем более не бил, всегда старался принести нам покурить или что-то из еды... С ним легко можно было договориться и погреться у костерка...
 Так и в этот раз, - мы попросились в обед погреться у костра небольшого в капонире. Как только мы зашли в укрытие, Кривоногов, заранее припасённым стальным прутом, с первого удара убил конвоира... Вся остальная команда, не зная о нашем заговоре, пришла в ужас. Я объяснил, что заднего хода - нет - убитый немец  - это приговор нам всем...
   Кутергин надел на себя шинель убитого немца, мы построились и пошли к самолёту. Самолёт был заперт, но мы легко взломали обшивку, открыли люк и залезли в самолёт.
   Теперь всё зависело от меня. Я и сейчас удивляюсь, как я припомнил всю технологию запуска. Включаю бортсеть - первая осечка - кабина обесточена... Соображаю - сняли аккумуляторы на подзарядку... Меня охватил ужас - моторы не запускаются. Мысль о крахе на мгновенье парализовала меня. Что говорить о моей "команде". которая была вовлечена в побег помимо своей воли..  Вспоминаю, что рядом стоит устройство внешнего запуска. Мгновенно объясняю ребятам. что делать.. Включили внешний источник - стрелки забегали, зажужжали умформеры... Теперь - запустить двигатели, по той методе, что мне любезно показал высокомерный немец... Двигатели заработали... Теперь их надо вывести в режим руления...
-- Да, - сказал мой отец, - ведь мы, лётчики очень точно чувствуем ритм работы двигателя. И, конечно, неопытного лётчика всегда выдаёт неумение грамотно работать с двигателем.. Я вообще не понимаю, как дежурный по стоянке мог прозевать ваши манипуляции и не характерный ритм работы моторов...
 Михаил Петрович подтвердил, что он на слух стремился держать нормальные обороты двигателей.
   Вырулили на взлётную полосу - у немцев - никакой реакции. Разбег! - Тяну штурвал - не взлетаем!! Полоса идёт к концу... Притормаживаю и посылаю Соколова проверить нет ли струбцинок на руле высоты. Докладывает - нет. Понимаю, что видимо не на взлёт поставлены триммеры, но когда там в этом разбираться. Лихо разворачиваю бомбардировщик - как только шасси не подломал, - зову ещё двух на помощь, и начинаю разбег. Я прекрасно понимаю, что даже самые тупые немцы заинтересуются этими пробежками самолёта командира эскадрильи. Разгоняю самолёт на полную мощность, понимая, что если эта попытка будет неудачной, - направляю самолёт в кучу песка - и мы все сгорим... Но - в три руки мы подняли самолёт и взяли курс сперва на север, что бы немцы думали, что мы в Швецию хотим улететь, а потом на Восток, в поисках линии фронта... Ну, а дальше - широко известно.
 -А Вы не пытались восстановиться в авиации? - спросила моя мать.
Михаил Петрович горько усмехнулся и сказал, что разве она не помнит, что такое был в плену, или на оккупированной территории...  И пояснил, что и капитаном "Ракеты" его сделали только после Указа о присвоении ему звания Героя...
  Михаил Петрович рассказал свою историю и за столом стояла гнетущая тишина...
  Чтобы такое никогда больше не повторилось - сказал кто-то из взрослых...

Ребята! Я посылаю вам этот кусочек воспоминаний, чтобы всегда помнили и гордились свои народом в составе России..."
Михаил Петрович Девятаев


Беседы с протоиереем Николаем Струковым

 

Беседы с протоиереем Николаем Струковым, 

настоятелем Пантелеимоновского и Преображенского храмов

Издательство "Грани успеха" опубликовало интервью с отцом Николаем. Это большое событие! Дружба и сотрудничество с людьми, которые курируют работу  кружков и музеев  Пантелеимоновского храма и нашего музейного коллектива открыла новый мир авиации. Несколько раз в году мы бываем в Жуковском. Каждый раз - новое открытие,  идеи, предложения и поддержка наших идей. Отец Николай всегда с радостью встречает каждого, делясь потрясающей энергией, наполненной жизнью и созиданием, добром и любовью. Его благословение - это наша ответственность за  работу с ребятами. Мальчишки и девчонки всегда с большим желанием отправляются с нами в Жуковский, зная, что там ждут ракеты и самолеты, бураны и полеты, слоники и минералы, а встречи с профессионалами - это особенная составляющая. Сергей Алексеевич Морозов и Владимир Вячеславович Скрёхин всегда полны идей и мастерски вовлекают ребят в работу над изготовлением ракет, разборке-сборке моделей, запуску самолетов и ракет. Это особый мир мир авиации и доброго отношения к детям, способный увлечь и помочь совершить каждому свое маленькое открытие. Гостиная Игоря Волка - это мастресая-музей для ребят. Все модели самолетов - летающие модели. Можно провести полеты-испытания и своими руками изготовить авторскую модель под чутким руководством руководителя кружка авиамоделирования "Буран-Возрождение" Сергея Алексеевича Морозова. А удивительные экспонаты можно посмотреть в музее авиации и космонавтики. Надежда Александровна всегда с удовольствием расскажет о любом предмете-экспонате. Кабина пилота и возможность представить себя в полете ребят не отпускает... Благодарим отца Николая и наших коллег-друзей за искренность, готовность служить детям и умение дружить.