30 октября 2020

30 октября - День основания Российского военно-морского флота

 (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию царя Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность, обусловленная настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 веков главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

Поэтому в 1690-х годах в России развернулось военное кораблестроение. Вскоре суда начали строить в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже — ТихоокеанскийСеверныйЧерноморский флоты и Каспийская флотилия.
В первой половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий. В 1740 году В.Беринг и А.Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 году открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили замечательные русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, М.П. Лазарев, Е.В. Путятин.
Во второй половине 18 — начале 19 века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед.
В историю военно-морского флота России яркими страницами вошли жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. КорниловаП.С. Нахимова, С.О. Макарова.
В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества. В 1941-1945 годах умело руководили боевыми действиями на морских театрах войны адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков, А.Г. Головко, В.Ф. Трибуц, Ф.С. Октябрьский,Л.А. Владимирский, С.Г. Горшков, И.С. Юмашев...
Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции ВМФ России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.
 День Военно-морского флота России отмечается в последнее воскресенье июля.

65-летие А.С.Богачева в проекте "Дружим в прямом эфире"


                                                     Александр Сергеевич Богачев

29.10.2020 онлайн-встречу проекта "Дружим в прямом эфире" мы посвятили 65-летию Александра Сергеевича Богачева, капитану 1 ранга, командиру подводной лодки. Готовясь к встрече, мы провели  работу по всем "фронтам". Руководитель школьного музея школы № 24 г. Подольск К.Н. Колесников подготовил видеосюжет об экспозиции, посвященной А.С.Богачеву. Александр Сергеевич - выпускник школы № 24. Уникальные экспонаты - личные вещи, подаренные музею. Кривцов Евгений Борисович, сослуживец и друг Александра Сергеевича связался с нами из Мурманска, а Андрей Александрович Швиденко - из Санкт-Петербурга. 
А.Н.Емец (Севастополь, школа № 4, музей подводников) помог систематизировать информацию о типах подводных лодок. Л.В.Сикорская, М.В.Аксенова и А.А.Канцибер отправились в музей "Подводная лодка" парка Северное Тушино для подготовки материалов к встрече. Администрация парка предоставила возможность провести все необходимые съемки,  экскурсовод  музея Коробко Ю.И. ответил на все вопросы и выразил восторг нашей "Дружбой в прямом эфире". Оказалось, что Юрий Иванович - выпускник севастопольской школы № 4. Ребята - музейщики записали аудиоверсию спектакля "Мужская территория". Анна Сергеевна Меерзон (племянница Александра Сергеевича) рассказа о своем крестном отце. Л.В.Сикорская рассказала об идее рождения спектакля "Мужская территория"  и рассказа "Командир счастливой "Акулы"). В.П.Георгиади (полковник, Заслуженный летчик) поделился своими впечатлениями о службе подводников и летчиков.  В эфире встретились с подводниками и ветеранами дети и коллеги из Москвы (школы №№ 1383, 1207, 201, 2100, 1275, 1508), Севастополя, Балашихи, Подольска. Из Санкт-Петербурга пришла приятная новость о том, что наш музей включен в состав Ассоциации Военно-морских музеев России. И символично, что наша встреча прошла в день 102-й годовщины Ленинского комсомола. Наш комсомольский запал живет в наших сердцах и помогает рождению новых идей. Встреча прошла на одном дыхании! Мы вместе! 


Анна Меерзон : Спасибо огромное за такую огромную, проделанную работу. 

  г.Балашиха Георгиади Василий Павлович : Спасибо большое за Вашу работу в патриотическом воспитании молодёжи!!!

 Диана Калиничева 1508 : Мне очень понравилось! Было интересно, спасибо!

 Полина Титова МОУ СОШ №24 Подольск : Спасибо, было очень интересно!

 Валентина Постникова : Спасибо! Было действительно интересно. Вы делаете большое и очень нужное дело

Лазарева Валерия 6а : Мне очень приятно было присутствовать на конференции. Это было очень интересно узнать новое о героев. 

Ильнур А. : Большое спасибо за такую работу. Мне очень понравилось.

Москва Егор Масликов 1207 :  было очень интересно, спасибо! 

Татьяна Захарова : Спасибо большое всем за тёплые слова и память об Александре Сергеевиче Богачеве. Очень приятно. 

Этезов А : Спасибо было очень интересно школа 1207

Татьяна Филипповна шк. 1125 им. Я.Н. Федоренко : Спасибо за память и огромную душевную работу!

Зайцева Василиса : было очень интересно,интересно!

Арина Цинкалова , г.о. Подольск, МОУ СОШ №24 : спасибо большое! Было очень интересно!

 Г.о. Подольск ,Вахрина Екатерина, МОУ СОШ 24 : Большое спасибо! Было очень интересно! Андрей : Спасибо большое за Ваш труд. Очень интересно.

 Севастополь музей подводников благодарит за интересную и содержательный встречу. Особая благодарность коллегам из школы 24 Подольска. Добрые слова родным и близким А.С. Богачева !  Спасибо Алле Александровне и всем друзьям! А. Н. Емец

Лазарева Валерия 6а : СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВАМ. 

https://gym201s.mskobr.ru/muzej_istorii_shkoly_i_sem_i_kosmodem_yanskih  Музей истории школы и семьи Космодемьянских; ГБОУ"Школа № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских"

https://sevschoolfour.ru/?p=19868 Музей школы №4 города Севастополя им. А.Н.Кесаева

29 октября 2020

День армейской авиации Вооруженных сил России


 
28 октября исполнилось 72 года со дня создания армейской авиации. В этот день в 1948 году была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной - в ее задачи входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем, в ходе технической эволюции, вертолеты превратились в грозное оружие. А в начале 1970-х годов, с принятием на вооружение Ми-24, чьей основной ролью была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской.


За более чем полувековую историю армейской авиации экипажи ее крылатых машин побывали во всех «горячих точках» России и далеко за ее пределами. Сегодня они показывают высокие образцы мужества и героизма, выполняя боевые задания на Северном Кавказе. В годы Великой Отечественной войны было такое понятие — массовый героизм. И сегодня в частях армейской авиации в горячих точках он проявляется практически ежедневно.
В мирной обстановке армейская авиация обеспечивает мероприятия боевой подготовки Сухопутных войск. Ни одно из учений различного масштаба не проводится без авиационного обеспечения, без участия боевых и транспортных вертолетов.
За последние десятилетия армейская авиация несколько раз переходила из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск, а к январю 2003 года была передана в ведение Военно-воздушных сил. В 2015 году ВВС были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид вооруженных сил - Воздушно-космические силы (ВКС), которые в соответствии с указом президента России с 1 августа приступили к выполнению поставленных задач.http://oficery.ru/holidays/997

От всей души поздравляем наших вертолетчиков с профессиональным праздником! Ценим дружбу с вами! Гордимся и желаем благополучия!


 



24 октября 2020

65-летию Александра Сергеевича Богачева

                             Александр Сергеевич Богачев 

 Российский военачальник, офицер ВМФ Российской Федерации с 1993 года. Капитан 1 ранга (1993). Один из самых результативных командиров в истории подводного флота СССР и России.

Александр Сергеевич  родился 24 октября 1955 года в г. Подольск Московской области.  Отец, Сергей Родионович, трудился сначала рабочим, а затем бригадиром на предприятии, которое сейчас известно как НПО «Луч». Мать, Валентина Федоровна, много лет проработала сборщицей швейных машин на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Наряду с другими наградами она была удостоена и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1973 году, не пройдя по конкурсу в ВВМУ имени М. В. Фрунзе, Александр Сергеевич вернулся в Подольск и работал слесарем-сборщиком на ПМЗ. В возрасте 18 лет призван на срочную службу в ВМФ. После обучения в Кронштатдском учебном отряде подводного плавания направлен служить на Северный флот, в пос. Гремиха на РПКСН, в ракетную боевую часть (БЧ-2). В 1974—1979 годах учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. Окончил с отличием, с правом выбора места службы. В 1989 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, с отличием.



Дальнейшее прохождение службы:


— командир стартовой группы БЧ-2 РПКСН (1979);

— командир БЧ-2 второго экипажа ТК-13 пр.941 (1984);

— старший помощник командира по боевому управлению ТК-202 пр.941 (1987);

— старший помощник командира ТК-202 (1989);

— командир атомной подводной лодки ТК-202 пр.941 (1993);

— командир атомной подводной лодки ТК-20 пр.941 (1995).

Награждён орденами и медалями СССР и России, именным пистолетом. В связи с избранием председателем Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска приказом министра обороны в 2005 г. досрочно уволен в запас. Подводникам известен как командир «Акулы» ТК-20 («Северсталь»), самой ходовой лодки этого проекта в 1990-е гг. Экипаж, возглавляемый А. С. Богачевым занимал передовые позиции на соединении и флоте. Под его командованием 25 августа 1995 года с борта АПЛ был произведен учебный пуск баллистической ракеты с разделяющимися головными частями из района Северного полюса по полигону в Архангельской области. За выполнение этой задачи находившийся в качестве старшего на борту контр-адмирал В. М. Макеев был удостоен звания Героя России, часть экипажа получила государственные награды. В марте и декабре 1997 года моряки подводного крейсера «Северсталь» произвели ракетную стрельбу полным боекомплектом по программе утилизации. За эту стрельбу экипаж был признан лучшим на Северном флоте по ракетной подготовке. В годы Великой Отечественной войны на рубках советских подводных лодок, отличившихся в боевых операциях, были нарисованы красные звезды, на которых обозначалось число потопленных вражеских кораблей, такая звезда была и на высокой рубке ТК-20 («Северсталь»). С числом «55» — равным количеству выполненных ракетных пусков. У самого же Богачева А. С. их 58 (мировой рекорд). Широкой общественности известен по документальному фильму «Русская Акула» о подводниках, снятому студией «Корона-фильм». Это, пожалуй, первый фильм в истории постсоветской России, снятый, и правдиво, и по-доброму, о российских подводниках, о настоящих мужчинах. И Александр Сергеевич Богачёв, главный герой этого фильма, был и настоящим Человеком, и настоящим Подводником…Капитана 1 ранга Богачева А. С. за успешное выполнение вышеуказанных заданий дважды представляли к званию Героя России, но он его так и не был удостоен. Ему вручили орден Мужества и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 
https://legal-alien.ru/almanakh/akuly-iz-stali/vstrechi-video/692-severstal-i-domashnij-muzej-aleksandra-sergeevicha 

Так сложилось в истории жизни нашего музея, что мы дружим с музеем МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24" городского округа Подольск, благодаря работе над спектаклем-проектом Л.В.Сикорской "Мужская территория". Спектакль посвящен памяти А.С.Богачева. В подольском школьном музее представлена экспозиция, посвященная Александру Сергеевичу. 




Работа над спектаклем "Мужская территория" продолжается даже в условиях работы на дистанте.  29 октября  онлайн-встречу в рамках проекта "Дружим в прямом эфире" мы  будем проводить вместе с коллективом подольской школы и членами семьи Александра Сергеевича. 

                                             https://www.youtube.com/watch?v=pf10Dtthe50

                                       Командир счастливой «Акулы»

                                                        посвящается

                                         Богачеву Александру Сергеевичу

                                  командиру, подводнику, капитану первого ранга.

Рассказ написан с использованием литературно-художественных приемов по воспоминаниям близких, сослуживцев, друзей. Он рассчитан для детей, чтобы рассказать о Герое - подводнике нашего времени, чтобы вызвать у них интерес к службе на Флоте и профессии моряка-подводника.

https://sevschoolfour.ru/?p=19868 музей подводников Школы №4 г.Севастополь

Генерал-лейтенант Анатолий Васильевич Сурцуков в проекте "Дружим в прямом эфире"

 22.10.2020 Что значит  посыл  и призыв к общению с детьми от наших ветеранов?! Встреча с Галиной Павловной Брок-Бельцовой в сентябре стала началом нового этапа в проекте. Преподаватели и обучающиеся из разных городов России  вместе! (Москва (школы №№ 1383, 201, 1125, 2100, 1207), Челябинск (курсанты и преподаватели Филиала ВУНЦ ВВС ВВА, школы № № 28, 15, 39 ), Троицк (МБОУ СОШ №39), Севастополь(школа №4), Подольск (школа № 24), Балашиха (Заря, музей ПВО; руководитель исполкома местного отделения "ОФИЦЕРЫ РОССИИ" по г.о.Балашиха), представители Советов ветеранов Бескудниковского и Войковского районов города Москвы). К нам присоединяются наши Герои - военнослужащие. Онлайн-встреча  22 октября  участников проекта  "Дружим в прямом эфире" была особой, так как нашими гостями были очень интересные и заслуженные люди, для которых служение Отечеству - это не только долг, а любовь!

                        Генерал-лейтенант Анатолий Васильевич Сурцуков 

                     

                                 Полковник запаса  Владимир Николаевич Романов 

             


Подполковник запаса, военный летчик 1 класса палубной авиации

                                          Алексеев Валерий Валентинович


                                         
   Полковник, Заслуженный летчик Василий Павлович Георгиади
 
Наши гости всегда с большим удовольствием принимают  приглашения на встречи со школьниками. Никакие преграды нам не помешают продолжить и сохранить традиции! Мы вместе в любых условиях! 
Анатолий Васильевич рассказал о своей службе, ответил на вопросы ребят и представил свою книгу "Вертикальный взлет". Книга написана для ребят и может служить первым знакомством с профессией, с секретами полета. Замечательные иллюстрации помогают понять многие сложные процессы, которые возникают при полете.  Рисовал их Владимир Николаевич Романов.  Как создавалась книга, как работали над иллюстрациями нам поведали авторы.
Интересным фактом в рождении книги для детей, является то, что Анатолий Маркуша, автор многих книг для ребят, был "виновником" в выборе профессии для многих, теперь уже заслуженных летчиков, в числе которых и наши гости. О творчестве Анатолия Марковича мы говорили на наших встречах не только в онлайн. 
Анатолий Васильевич, отвечая на вопрос о любимом вертолете, с таким вдохновением  рассказывал о своих любимых машинах, что все почувствовали необыкновенную любовь к профессии и знание характеров вертолетов. Правду говорят, что в каждая машина со своим характером и особенностями.  
Валерий Валентинович дополнил рассказ  полетах палубных вертолетчиков и отметил, что летная школа для всех одна и служба на суше и на море важна для каждого. Валерий Валентинович является автором книг по безопасности полетов, истории  авиации и Героях - летчиках. Сейчас готовится к изданию книга о Т.А.Апакидзе.  
Примечательно, что наша встреча прошла в преддверии Дня Армейской авиации (28 октября) и Галина Петровна Скробова-Кошкина (вертолетчица, полковник) поздравила наших гостей, подарив свои искренние  пожелания и песню, автором которой является. 
Выражаем огромную благодарность нашим гостям и участникам проекта! 
Нас ждут новые встречи! Мы вместе! 
                            Запись встречи https://www.youtube.com/watch?v=zwjw8lkqIiI
 

Галина Меркулова : Здравствуйте. Челябинск присоединился. школа №15  Советский район
Музей Космодемьянских Москва : Добрый день. Вас приветствует школа 201 Москва.
Сергеева Светлана: Добрый день. Школа № 2100 г.Москва, 3"В" класс с вами в эфире.
Челябинск С.Н. Николаева : Приветствую всех участников проекта «РДЩ без границ»
Галина Меркулова : Литературно- краеведческий музей "Кораблик" школы №15 г Челябинска  (рук. Меркулова Г.П.) приветствует участников  конференции
Татьяна Козлова : Всех приветствует Школа № 1125 имени Я.Н. Федоренко, маршала бронетанковых войск, которому сегодня, 22.10., день рождения 
Севастополь, Емец А.Н. : спасибо огромное, очень поучительные и познавательные моменты Вы нам рассказали, пересмотрим обязательно еще раз в записи, чтобы не упустить ничего из  рассказанного и увиденного. Благодарим и будем ждать новых встреч в эфире. Всех благ. 
  Рушана Рашитовна МБОУ СОШ №39, Троицк : От имени школы 39  г.Троицка Челябинской области благодарим за интересную встречу! Приглашайте нас еще!
 Костенок Павел Иванович, г. Челябинск : Благодарю за интересную и познавательную встречу. Творческих успехов и терпения. С большим уважением П.И. Костенок
  Надежда Михайловна : Москва. 201, 2100, 1125 школы. Огромное спасибо за интересную встречу! Чудесные знания, книги,  поучительные истории., эмоции!
  Марина Викторовна : Спасибо!!!!!!
Розалия Абатурова : Уважаемые Анатолий Васильевич и Владимир Николаевич! Огромное Вам спасибо за Ваши интересные выступления, за Ваш благородный труд - приобщение наших детей к книгам, к чтению. Спасибо, что щедро делитесь своими знаниями, опытом, активно участвуете в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Огромное спасибо за такие прекрасные встречи. Во первых очень много интересного и познавательного, а во вторых мы общаемся со многими городами нашей страны. На этой встрече было столько друзей из разных городов, что времени не хватает пообщаться со всеми, но спасибо Алле Александровне, и мы перезагружаемся как на подводной лодке и вновь ВСЕ ВМЕСТЕ... Ждем новых встреч...

Уникальность нашей встречи, по-моему, в том, что мы, разновозрастные россияне,  были объединены на этой платформе: нам довелось видеть и слышать удивительных людей! Анатолий Васильевич
Сурцуков, генерал-лейтенант авиации, участник четырёх войн! (в том числе и в Афганистане) рассказывал о суровом небе войны, об однополчанах и вертолётах, о своих книгах (мне довелось прочитать его сборник повестей и рассказов "Небеса обетованные"). С нежной любовью Анатолий Васильевич вспоминал о своём первом, незабываемом, полёте в небе... А как  доходчиво-просто объяснил он достоинства вертолёта МИ-8:
"...машина плавная, ... легко управляемая, ... послушная"- для такого-то воздушного аса и разработчика вертолётов-тренажёров, несомненно такая. Наверняка этот рассказ завораживал воображение мальчиков и девочек - участников конференции.
             Уникально и присутствие Галины Павловны Брок-Бельцовой,  легендарной лётчицы женского полка пикирующих бомбардировщиков имени Марины Расковой - авиаполка"Ночные ведьмы". В свои 95 лет   Галина Павловна присутствовала на этой встрече с книгой воспоминаний (четвёртой! - в её послевоенной жизни ) "2020// Раскова с нами", презентованной 24. 09.2020г. - в исторический день  первого перелёта на ДВ Марины Расковой, Полины Осипенко, Валентины Гризодубовой.
             Хочется поблагодарить Аллу Канцибер, организатора этого проекта, за умелое, без напряжения, --профессиональное проведение конференции, за неформальное отношение к своему делу.  
             Думаю, что такие встречи очень важны для всех поколений нашей Родины.    СПАСИБО!

Ветеран педтруда школы Космодемьянских (№ 201 г.Москва ) Коваленко В.И.
 
С уважением,
Надежда Михайловна Орехова
руководитель музея «Истории школы № 201
и семьи Космодемьянских»
8-926-705-35-07

20 октября 2020

Помним Героев Великой Отечественной войны (1941-1945гг)



АМЕТ-ХАН СУЛТАН - советский военный лётчик-ас и лётчик-испытатель, подполковник ВВС СССР. Дважды Герой Советского Союза.

Родился в семье рабочего-лакца, уроженца Дагестана, и крымской татарки. В 1937 году окончил школу-семилетку и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. По окончании учёбы работал слесарем в железнодорожном депо Симферополя. В 1938 году прошёл курс обучения в местном аэроклубе. В феврале 1939 года начал службу в Красной армии. В 1940 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. Некоторое время в звании младшего лейтенанта служил в Бобруйске, а затем под Кишинёвом, в 4-м истребительном авиационном полку Одесского военного округа. Летал на самолётах И-15 и И-153.

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего противника. Осенью того же года прикрывал небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года вместе со всем полком освоил переданные союзниками в рамках ленд-лиза истребители «Hurricane» («Харрикейн»). С марта 1942 года находился в составе ПВО Ярославля. 31 мая одержал в небе над этим городом первую воздушную победу, протаранив немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88» ударом левым крылом. Сумел при этом выбраться из кабины самолёта и выпрыгнуть на парашюте. Был награждён именными часами, позднее был избран почётным гражданином Ярославля.

Летом 1942 года совершал вылеты под Воронежем на самолёте Як-1, а затем на Як-7Б. В боях над Сталинградом завоевал репутацию признанного аса, вошёл в состав специальной группы, созданной для противодействия вражеским асам. В небе над Сталинградом был сбит, но сумел спастись при помощи парашюта. В октябре 1942 года стал командиром 3-й авиационной эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В составе этого подразделения воевал до самого конца войны. Освоив новый американский истребитель, «Bell P-39 Airacobra» («Аэрокобра»), принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, в воздушных боях над Кубанью и Крымом. 24 августа был удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» указом Президиума Верховного Совета СССР.

Летом 1944 года, перейдя на истребитель Ла-7, участвовал в воздушных боях над Восточной Пруссией и Берлином. Последний свой бой провёл 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив вражеский «Фокке-Вульф-190». В общей сложности совершил 603 боевых вылета, в 70 из которых штурмовал вражескую технику, и провёл 150 боёв, в которых лично сбил 30 самолётов противника и в составе группы ещё 19 самолётов. 

После окончания Великой Отечественной войны, в августе 1945 года, был направлен в качестве слушателя в Военно-воздушную академию в Монино. Учебный курс осваивал с большим трудом из-за недостатка образования и уже в начале 1946 года подал рапорт с просьбой об отчислении. В апреле того же года был уволен в запас в звании подполковника. В феврале 1947 года стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института. В 1949 году получил третий класс лётчика-испытателя, в 1950 году – второй, а в 1952 году – первый. Испытывал летающие лаборатории ЛЛ-1, ЛЛ-2, истребитель-перехватчик И-320 («Р-2»), а также аналог самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль». За успешное проведение испытаний последнего был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 1953 году на самолёте СИ-10 провёл ряд полётов для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. В 1957–1958 годах аналогичным, что и в случае с аналогом КС, образом испытывал самолёт-имитатор СМ-20. Проводил полёты с целью отработки систем катапультирования. В 1959 году выполнил первый полёт на экспериментальном самолёте НМ-1, затем проводил его испытания. В 1961 году получил звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»: за время работы в этом качестве он освоил около 100 типов летательных аппаратов.

1 февраля 1971 года погиб во время испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.