03 октября 2021

30-летию первой посадки палубного военного летчика Т.А.Апакидзе на авианосец посвящается

   30.09.21 состоялась  встреча, посвященная 30-летию первой посадки палубного военного летчика Т.А.Апакидзе на авианосец  на базе музея "Истории развития морской авиации" ГБОУ Школа № 1383  проекта "Дружим в прямом эфире".                                     

                                                    1 часть


Целью нашей встречи было важно рассказать о том, как детская мечта становится целью в жизни, как проходит становление характера настоящего человека, как мальчишка превращается в сильного духом мужчину, какую роль должна играть любовь к ближнему, любовь к призванию в жизни и службе. Помочь решить нашу задачу помогли жена Т.А.Апакидзе Лариса Лазаревна Северикова и сын Евгений, подполковник морской авиации, автор книги о генерал-майоре Валерий Валентинович Алексеев, полковник Василий Павлович Георгиади. Генерал- лейтенант, Герой России, палубный лётчик Иван Иванович Бохонко рассказал о начале эпохи становления палубной авиации, благодаря Т.А.Апакидзе. Полковник Николай Иванович Рублев(Саки, Новофедововка) вышел с нами на связь и рассказал о событиях, как его очевидец. Информация с первых уст на проекте звучит всегда. Благодарим всех за участие, поддержку и подготовку материалов к встрече!  На встрече присутствовали коллеги и обучающиеся Школ№№ 201, 1125, 460, 1383, Школы № 4 г.Севастополь, представитель МОО Союза женщин летных специальностей "Авиатриса" Т.В. Маслова, председатель ПО-1 Совета ветеранов Бескудниковского района А.Г.Петова.

                                                               2 часть


 Прошло 30 лет после первой посадки самолёта на авианесущий крейсера 

«Адмирал Кузнецов»



Путь в небо выпускника Нахимовского училища Тимура Апакидзе оказался непростым. Юноша с малолетства мечтал о самолетах, перечитал много книг о подвигах фронтовых летчиков-истребителей. Но чтобы после выпуска распределиться в летное училище, потребовалось разрешение Главнокомандующего ВМФ. Как дорогую реликвию хранит бывалый летчик письмо, написанное Главкому весной 1971 года с заверением, что он обязательно вернется на флот и будет летать с палубы первого советского авианосца. На письме резолюция: "Отправить в Ейское училище. Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков". Что касается обещания нахимовца, то оно сбылось спустя двадцать лет. Годы учебы в Ейске сформировали Тимура как летчика. Тепло вспоминает он о первом инструкторе В.Абрамовском, считая его своим летным отцом. Успешно окончив авиационное училище молодой летчик получил назначение на Балтику, в штурмовой полк. Он быстро вошел в боевой строй на истребителе-бомбардировщике Су-17. Однажды в полете... Летом 1982 года Тимуру довелось выдержать первое серьезное испытание. После взлета на самолете-спарке Су-17м при наборе высоты в двигателе послышался глухой удар, началась тряска. Летчику удалось дотянуть до четвертого разворота. На посадочной прямой тряска приняла угрожающий характер. В кабине появился запах гари - двигатель мог взорваться в любую секунду. Тимур вынужден был выключить двигатель. Только благодаря большому самообладанию, грамотным действиям и отличной технике пилотирования капитан Апакидзе произвел посадку. Самолет был спасен, летчика наградили медалью "За боевые заслуги". После окончания в 1986 году Военно-морской академии подполковник Апакидзе - командир полка Центра корабельной авиации ВМФ, а позже - начальник воздушно-огневой и тактической подготовки этого центра. Он по-прежнему много летает, в совершенстве владеет современными истребителями, передает свой опыт летному составу. В феврале 1988 года за успехи в освоении сложной боевой техники Апакидзе наградили орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Но вскоре судьба устроила ему новый тяжелый экзамен. - Стоял жаркий июльский день девяносто первого, - вспоминает Тимур Автандилович. - В одном из первых полетов в зону на корабельном истребителе мне предстояло выполнить простой пилотаж. В процессе виража с креном 45 градусов у самолета появилось непонятное скольжение, его начало "тащить" в сторону. Спустя считанные секунды самолет бросило "на спину", и он вошел в перевернутый штопор. Мне стало ясно - отказ управления, что с запозданием подтвердил и речевой информатор. Я решил покинуть неуправляемую машину и привел катапульту в действие. Когда над головой рванул купол парашюта, мимо меня пролетел падающий самолет. Подтянув лямки парашюта, я едва уклонился от взметнувшегося над землей столба пламени. Все обошлось, - выделяя каждое слово, продолжал мой собеседник. - Но я серьезно переживал, ожидая результатов дешифрирования записей "черного ящика". На третий день подтвердился полный отказ управления самолета. Действовал летчик абсолютно правильно.За находчивость и решительные действия в аварийной ситуации ему вручили Почетный диплом Международного фонда авиационной безопасности. Полеты с палубы - занятие для виртуозов Один из ведущих летчиков-испытателей страны Герой Советского Союза В.Пугачев в ноябре 1989 года совершил первую посадку самолета Су-27к на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР), носившего тогда название "Тбилиси". После полета ему подарили тельняшку в знак приобщения к морской стихии. Так было положено начало корабельной истребительной авиации. Освоение этого корабельного истребителя морскими летчиками началось в 1991 году в ходе его летно-конструкторских испытаний. Здесь первопроходцем стал полковник Апакидзе.   26 сентября 1991 г. первым из морских военных летчиков совершил посадку на палубу авианесущего крейсера на корабельном истребителе без провозного полета на спарке. Очевидцы с восхищением наблюдали точный заход и расчет, касание, зацеп, третий трос... Со временем такие полеты станут обыденным делом, но имена первопроходцев запомнят надолго. Полеты с палубы авианосца отличаются большой спецификой и сложностью. Трамплинный взлет (угол схода 14°), точность захода по заданной глиссаде и расчета с безупречной посадкой на аэрофинишер требуют от летчика серьезной летной и психологической подготовки, высокого летного мастерства. Много сил и души вложил Тимур Автандилович в подготовку первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота к полетам и "боевым действиям" с палубы "Адмирала Кузнецова". За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники, полковник Апакидзе 17 августа 1995 г. удостоен звания Героя Российской Федерации. 

1 комментарий:

  1. 03.10.21 О.Н.Никифорова, ветеран, жительница блокадного Ленинграда
    Вы не поверите, но я на одном дыхании прочитала о становлении, упорству и выдержки талантливого и мужественного лётчика Тимура Апакидзе. Читая о его работе в небе, представить сложные ситуации без мурашек не возможно! Какой надо было обладать силой воли и знаниями, чтобы один на один справляться с громадной машиной в воздухе! Это - смелость и любовь к выбранной профессии. И это прекрасно, что этот высококлассный лётчик сумел после себя оставить целый отряд таких же смелых и неравнодушных профессионалов! Очень жаль, что такая яркая жизнь рано оборвалась. Спасибо музею школы 1383, что берегут память о таких отважных людях, которые для всех нас являются примером преданного служения своей страны, делу своей собственной жизни.

    ОтветитьУдалить